Декан экономического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Аузан посвятил выступление влиянию культурных кодов на экономику. Вопрос, который был задан на самой заре экономической науки ("Исследование о природе и причинах богатства народов" Адама Смита, 1776): почему разные страны и народы живут по-разному - проходит через всю историю экономики. Какие факторы влияют на экономический успех. Выясняется, что разные типы культуры оказывают влияние на механизмы экономического роста. Часто говорят о влиянии религии: протестантский капитализм, рывок католических стран в 1960-е годы и так далее. но определяющими факторами служат не столько собственно религиозные воззрения, сколько характерные для культуры ценности.
Ученые стремятся исследовать степень различий ("культурные расстояния") между странам. В итоге оказывается, что эти расстояния имеют экономическое значение. Они позволяют определить, например, возможны ли между двумя странами инвестиционные контакты или же только торговля.
Культурные коды, воздействующие на экономику, имеют социальное происхождение. Они возникают в результате некоторой договоренности о нормах. Ценности и поведенческие установки обеспечивают взаимодействие элитных и широких групп в обществе. Массовое поведение служит ответом на предложенные элитами ценности (налоги в обмен на правопорядок, лояльность в обмен на благосостояние и так далее).
Выявлен ряд характеристик общества, которые, как правило, сопутствуют модернизации, среди них укрепление индивидуализма, переход от традиционно-религиозных ценностей к секулярным, рост ценностей самовыражения и снижение дистанции власти. При этом страна должна выработать собственную, "национальную формулу модернизации", учитывающую ее социально-культурные особенности. Например, Южная Корея использовала характерную для ней очень высокую дистанцию власти в качестве одного из рычагов модернизации (одновременно снижая эту дистанцию).