Свое выступление в ProScience Театре Григорий Ревзин посвятил описанию попыток влияния власти на московскую архитектуру. Некая картина мира, "утопия" внедряется властью в том числе и через архитектуру. За последнее время мы пережили четыре таких "утопии". Первая связана с так называемым "лужковским стилем", а главным событием ее стало воссоздание Храма Христа Спасителя. Она связана с идее покаяния и следующего за ним преображения. Это было некоторое "изобретение прошлого" - возможности перенестись в 1914 год и представить, как бы выглядел город, если бы он развивался с этого периода по другому пути, "вынув" семьдесят лет советской истории. Главные идеи этой утопии - преображение и неразрывность истории.
Интересно, что в период 1913-1914 годов в русской архитектуре также становились популярными идеи возвращения к национальным истокам. Предыдущие десятилетия были отданы неоклассицизму и модерну, в храмах к 300-летию династии Романовых воспроизводили древнерусский стиль, и даже гражданские здания напоминали палаты XVII века.