Просивший не упоминать своего имени один из крупнейших в России специалистов по конституционному и муниципальному праву прокомментировал для «Полит.ру» ситуацию вокруг проведения референдума в Крыму о присоединении к России:
«Мы исходим из того, что Крым — часть государства, которая не имеет статуса субъекта федерации, поэтому не имеет своего законодательства и юридических оснований для проведения референдума. Сейчас на Украине есть только закон о проведении национального референдума. Если оставаться в формальном юридическом поле Украины, то крымчане не могут проводить референдум, так как это не предусмотрено ни Конституцией, ни внутренним национальным законодательством. Зато они могут вынести вопрос об отделении на национальный референдум, а в этом случае можно представить, как проголосует большинство украинцев.
Однако наша проблема регламентируется международным публичным правом. Его основные принципы отражены в Уставе ООН, где есть пункт о самоопределении народов. То, что мы видим в Крыму — это реализация данного принципа, а это никак не связано с проведением референдума и национальным законодательством. Однако непонятно, признается ли население Крыма народом, а не сепаратистами или повстанцами, как в Боливии. Палестинцы, например, признаются другими государствами народом, который имеет право на собственную государственность.
Когда берется за основу этот фактор, то прежде всего рассматриваются проживающие на данной территории этносы. Несколько лет назад у нас была похожая ситуация в Косово, по сути в Крыму она зеркально воспроизводится. Часть территории с неким автономным статусом, не имеющая никакого права на самоопределение. Тогда международное сообщество решило, что в Косово нет никаких сербов, а только отдельный этнос — косовары. Нет никакой юридической базы — и ничего, отделились. Однако Косово претендует на статус суверенного государства, а с Крымом намного проще — Россия просто введет свой рубль и раздаст свои паспорта.
Присоединиться к России без согласия самой России Крым не сможет. Для этого необходим, как и в гражданском праве договор дарения — недостаточно только воли дарителя, нужно согласие одаряемого — соответствующий закон в России. У нас есть конституционный закон о порядке образования нового субъекта. Вся это процедура основана на системе взаимоотношений между внутренними частями государства. А для того, чтобы принимать какую-нибудь территорию, которая находится за пределами России, придется принимать отдельный закон, либо вносить изменения в федеральный конституционный закон.
Если Россия делает шаги в сторону признания прав этносов на государственное самоопределение, то тогда давайте делать это последовательно, не оглядываясь на национальное законодательство. Мы должны тогда возвращаться к наведению конституционного порядка в Чечне. И с Татарстаном у нас были вопросы, и с Якутией. Это не только Россия, это Шотландия, это баски в Испании, это Квебек в Канаде. Эти проблемы были заморожены после Второй мировой войны ООН, а сейчас эта система оттаивает.