Технология трехмерного лазерного сканирования набирает обороты. Она все чаще стала применяться для создания детальных моделей исторических зданий, которые человечество может потерять.
Уже сейчас можно насладиться видом памятников культурного наследия на выходя из дома. К примеру, компания CyArk создала виртуальный тур по романскому собору Святого Трофима, расположенного в городе Арль, Франция.
Прежде технология находила применение в нефтяной и горнодобывающей промышленности, где помогала геологам находить сырье. Позже она нашла воплощение в создании трехмерных моделей зданий в случае сейсмоопасной ситуации. Стоит отметить, что импульсы лазера позволяют создавать любые трехмерные копии объектов - от матрешки до небоскрёбов.
Лазер вращается на штативе с сотни точек и направляет несколько тысяч световых импульсов в секунду. Они отражаются от поверхностей, а затем их анализирует компьютер. В итоге специалисты получают детальную модель с шагом в пять миллиметров. Учитывается орнамент, рельеф и даже трещины.
В этом плане любопытно открытие английских учёных, проводивших полномасштабное трёхмерное лазерное обследование Стоунхенджа. Детальное лазерное сканирование памятника позволило обнаружить ранее неизвестные примеры резьбы, относящихся к началу бронзового века.
Оцифровке подвергаются и музейные экспонаты, что позволит устраивать виртуальные выставки, а также изучать редкие экземпляры дистанционно, не нанося вред уникальным находках. Древние рукописи также стали доступны в 3D. Запущен крупный проект «CyArk 500 challenge», который ставит перед собой задачу перевести памятники Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в цифровые модели и таким образом сохранить их для потомков.
3D сканирование используется специалистами различных областей - археологами, музейщиками, архитекторами, историками, антропологами, зоологами, медиками etc. Современные методы съемки и обработки данных предоставили практически безграничные возможности для визуализации всевозможных объектов. Увеличение вычислительных мощностей привело к широкому использованию технологий при создании виртуальных реальностей и обмене данными.