Движение «Архнадзор» в понедельник, 3 июня, заявило об уничтожении практически половины уникального Кругового депо Николаевской железной дороги — первого паровозного депо Москвы, построенного в 40-е годы XIX века.
По утверждению градозащитников, снос произошел в ночь с 30 на 31 мая вопреки устным договоренностям с Северной транспортной прокуратурой, которая объявила мораторий до утра пятницы, 31 мая.
«Сносили стойла депо позорно, по-воровски. Ночью, чтобы никто не увидел, да еще и с усиленной охраной. Молодчики буквально хватали за руки всех, кто пытался достать фотоаппарат или телефон», — говорится в сообщении. Активисты сообщают, что «уничтожена половина памятника архитектуры, еще недавно пребывавшего в абсолютной целости и уникальной степени сохранности».
Круговое депо Николаевской железной дороги — одно из старейших в России локомотивных депо. Памятник культурного наследия, входящий в ансамбль зданий Николаевского (Ленинградского) вокзала на Комсомольской площади. Это единственное в мире уцелевшее депо с перекрытиями паровозных стойл, выполненными в форме «парусных» сводов и единственное депо подтвержденного авторства выдающегося зодчего Константина Тона.
«ОАО «РЖД» довело до конца давно задуманное», — констатируется в сообщении Архнадзора.
О том, что компания РЖД намерена добиться от Москомнаследия исключения Кругового депо из реестра объектов культурного наследия столицы, стало известно в ноябре 2011 года. Тогда глава компании Владимир Якунин написал в своем блоге, что депо перестало быть объектом культурного наследия Москвы еще в 60-е годы, когда «контур здания был демонтирован» и был надстроен третий этаж «без проекта и учета архитектуры строительства» и сейчас оно, по сути, является «новоделом». По плану РЖД, на территории старейшего в мире кругового депо должен был быть построен 4-й главный путь на участке Москва-Крюково.
29 мая 2013 года ОАО «РЖД» опубликовало пресс-релиз относительно будущего Кругового депо, в котором говорится, что за основу его реставрации взят вариант, «предусматривающий расчистку объекта от пристроек позднего периода и частичный демонтаж паровозных ячеек-стойл» со стороны проектируемого 4-го дополнительного главного пути на участке Москва – Крюково.
«Реализация проекта реставрации и приспособления к современному использованию здания Кругового депо будет являться достойным примером цивилизованной европейской практики по сохранению и использованию объектов культурного наследия мирового значения», — утверждается в пресс-релизе.
28 мая 2013 года начался снос 9 из 22 секций Кругового депо. На следующий день прокуратура приостановила снос до 31 мая и начала проверку законности действий РЖД, однако в ночь на 31 мая снос был продолжен.
А сегодня, 3 июня, мэр Москвы Сергей Собянин на встрече с муниципальными депутатами Северного округа заявил, что РЖД уже строит 4-й главный путь на участке Москва - Крюково. «Возможно, коллеги ускорят строительство и введут эту стройку уже в 2014 году», - передает слова Собянина «Строительный мир».