29 марта 2024, пятница, 08:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Найденные в этрусской мастерской детские кости могли быть следами жертвоприношения

Место раскопок в Поджо (Италия)
Место раскопок в Поджо (Италия)
Anthony Tuck/University of Massachusetts Amherst

Профессор археологии Энтони Так (Anthony Tuck) на состоявшейся в этом году ежегодной научной конференции в Сиэтле представил неожиданное открытие, сделанное в этрусском городе Поджо (900-550 гг. до н.э.), в 25 километрах к югу от современной Сиены, где были обнаружены остатки богатых аристократических домов, а также большая мастерская середины VII в.н.э. длиной более 45 м., т.е. значительно больших размеров, чем известные в греческом мире того времени. И хотя на раскопанном участке не было обнаружено керамических печей, по всей видимости, город был центром гончарного производства. Раскопки проводились еще в 2006 году, но их результаты до сих пор не опубликованы полностью. По словам Така, среди костей животных были обнаружены кости одного или нескольких младенцев. Это сообщение получило большой резонанс в научной среде и в научно-популярных СМИ, а из них перекочевало в желтую прессу. Несколько азиатских изданий, таких как, например, «Web India» опубликовали статьи с броскими заголовками «Римляне могли выбросить в мусор останки мертвых детей».

Реконструкция построек в Поджо

Отвечая на это, Энтони Так заявил: «Столкновение с такими негуманными, на наш взгляд, проявлениями, говорит нам больше о себе, чем о перинатальной смерти в древней Италии». По мнению археологов, к древним обществам нельзя подходить с современными морально-этическими критериями. Для античности раб – всего лишь говорящее орудие и вполне естественно, что и трупы рабов и трупы их умерших детей не погребались в могилах, а могли оказаться среди мусора и отбросов. Над ними не совершались погребальные ритуалы, положенные после смерти свободным гражданам.

Вместе с тем, надо отметить, что аналогичные находки человеческих костей вместе с кухонными отбросами в этрусских памятниках неизвестны, а кроме того, три детских скелета (или три части одного расчленённого скелета) найдены в разных местах раскопа:

1) среди кухонных отбросов, вместе с костями домашних животных;

2) прямо на территории мастерской;

3) у внутренней стены аристократической виллы.

Таким образом, вполне возможно, что речь идёт об исключительном ритуале – человеческом жертвоприношении. Цель его не совсем ясна. Вероятно, это свидетельство существования у этрусков ритуала «строительной жертвы», в результате которого душа убитого оказывается прикованной к месту, где было совершенно убийство и становится духом хранителем места. Однако, возможно, что это жертвоприношение могло быть и проклятием владельца виллы. Еще одно объяснение костей состоит в том, что жертвоприношение каким-то образом было связано с работой самой мастерской. Так, у африканских народов выплавке металла в печи предшествовали особые ритуалы и жертвоприношения.

План раскопок в Поджо

Это открытие отражает две существенные проблемы археологии.

Первая состоит в том, что интерпретация известных или новооткрытых источников оказывается значительнее самих источников. Важен не только и не столько сам факт, памятник или артефакт, но то как он вписан в исторический контекст.

Другая относится к области восприятия нами, людьми XXI века, древних культур. Нам свойственно подходить к ним с современных представлений о нравственном и должном. В результате чего получаются в той или иной степени гламурные light-образы древности, в которых отфильтрован весь негатив или всё то, что не согласуется с нашими образами той или иной эпохи.

Для раннего железного века человеческие жертвоприношения были вполне в порядке вещей. Античные авторы отмечали, что собираясь на войну кельты приносили в жертву своих рабов, предполагая, что таким образом они смогут вернуться с войны живыми. Схожую модель и сами этруски: рабы в погребальных играх заменяли своих хозяев. Именно из этого обычая и выросли гладиаторские бои.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.