Счетная палата, в последнее время вскрывшая серьезные нарушения сразу в нескольких известных компаниях, добралась до крупнейшего российского авиаперевозчика. Но, в отличие от всех предыдущих случаев, выводы аудиторов по «Аэрофлоту» оказались полностью лишены налета скандальности и криминала.
Напомним, что в последнее время Счетная палата активно борется с коррупционными проявлениями в российских компаниях. В СМИ сформировался даже определенный стереотип - там, куда пришли сотрудники СП, через некоторое время появятся и следователи МВД. Это уже произошло, например, в «Курортах Северного Кавказа», «Сколково» и «Роснано».
В результате глава «КСК» Ахмед Билалов отправился в отставку, вокруг финансирования подмосковным инноградом американских университетов разразился громкий скандал.
На этом фоне, казалось бы, можно ожидать скандальных открытий и в «Аэрофлоте», ведь визит к авиаперевозчику входил в комплекс проводимых сейчас Счетных палатой проверок госкорпораций. Однако на этот раз сотрудники СП ограничились оргвыводами и в целом дали основания полагать, что менеджмент авиакомпании успешно справляется со своими обязанностями.
В частности, аудиторы сообщили лишь о нескольких управленческих решениях, которые показались им недостаточно эффективными. В рекомендациях Счетной палаты – создание низкобюджектного перевозчика на основе одной из дочерних компаний, что уже есть в планах «Аэрофлота». В частности, проверяя, из чего складывается цена билетов «Аэрофлота», СП отметила, что «высокая стоимость перевозок ОАО «Аэрофлот» по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке авиаперевозок обусловлена в основном выгодными слотами (время отправления и прибытия удобные для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные летательные аппараты), а также наличием большого объема неэффективных затрат».
«Визиты Счетной палаты не опасны, если бизнес прозрачен и соответствует международным стандартам. На мой взгляд, «Аэрофлот» - это не та компания, которой есть необходимость или потребность в незаконных сделках или отмывании денежных средств, - считает адвокат Георгий Зубовский, председатель президиума «Столичной коллегии адвокатов». - Я так понимаю, что уровень IT в «Аэрофлоте» высок, и благодаря этому все управленческие решения обеспечены необходимым уровнем и компетенцией специалистов».
Эксперты Счетной палаты зафиксировали, что пассажиры все чаще выбирают «Аэрофлот». «Рост доходов в 2011 году произошел в основном за счет роста объема пассажирских авиаперевозок на 24,2 %, в том числе доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3 % к уровню 2010 года и обеспечили 75,7 % общего объема доходов пассажирских перевозок. Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6%», - говорится в отчете аудиторов.
Аналитики подтверждают, что в последнее время деятельность «Аэрофлота» была достаточно эффективна, а ее показатели в среднем оказались лучше среднерыночных. «Рынок авиаперевозок не является монопольным, и неэффективность быстро бы сказалась на спросе потребителей, и, как следствие, на финансовых результатах компании», - пояснил аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. Между тем акции «Аэрофлота» на Московской бирже после объявления итогов проверки только прибавили в стоимости.
«Думаю, проверка Счетной палаты показала, что компания с госучастием, какой является «Аэрофлот», может управляться эффективно, - отметил, в свою очередь, экономист Никита Кричевский. - Конечно, можно и еще лучше, о чем СП и написала. Но «Аэрофлот» тащит на себе огромные социальные обязательства, в том числе полученные от «Рособоронэкспорта» дочерние компании».
По общему мнению экспертов, ожидать громких коррупционных скандалов по итогам проверки Счетной палатой «Аэрофлота» не приходится.