28 марта 2024, четверг, 23:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

WWF назвал конференцию в Катаре безрезультатной

В столице Катара Дохе завершилась ежегодная конференция Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). По мнению Всемирного фонда дикой природы (WWF), помимо оргработы, на этой конференции практически ничего не было сделано.  

Саммит в Дохе был первый из 3 саммитов перед принятием нового глобального соглашения по проблеме климата, намеченным на конец 2015 года. В конференции страны избавились от «багажа» - промежуточных договоренностей и рабочих групп, оставшихся со времен подготовки саммита в Копенгагене, где в конце 2009 г. ожидалось заключение нового соглашения. Устранено устаревшее деление стран на развитые и развивающиеся, причем развитые страны должны были снижать выбросы по Киотскому протоколу, а развивающиеся не имели обязательств по выбросам.

«Сейчас мир уже иной, поэтому старую двойную систему заменили на унитарную, - рассказывает руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. - Решено, что следующие 3 года единая специальная рабочая группа по «Дурбанской платформе» будет работать по двум направлениям: во-первых, готовить новое соглашение на период с 2020 г., а, во-вторых, предпринимать усилия по снижению выбросов всех стран до 2020 г.»

Помимо организационных изменений, в Дохе был принят ряд решений по текущей помощи развивающимся странам, в частности, по Зеленому климатическому фонду, по центрам передачи технологий, по работе Адаптационного фонда и т.п. По мнению WWF, это важные решения для сотен миллионов людей, но это слишком мало для двух недель работы всемирной конференции.

«Экологические организации в ярости от вседовлеющего в Дохе бюрократического цинизма и крайне слабых действий Катара как председателя. WWF, Гринпис, Оксфам и другие организации сошлись во мнении, что движение в том же стиле и темпе это тупик, как для развитых, так и для развивающихся стран», - считает Кокорин.

По итогам переговоров о будущем Киотского протокола, в нем согласились участвовать все страны, кроме США и Канады, но участие очень разное. Более 100 развивающихся стран, включая Китай и Индию, участвуют в протоколе через проекты механизма чистого развития (МЧР), обязательств по снижению выбросов у них нет. У Японии, России и Новой Зеландии тоже нет обязательств и они могут поддерживать проекты МЧР в развивающихся странах, но участвовать в проектах совместного осуществления (ПСО) они не могут. Тем Россия лишилась возможности продления имеющихся у нас 100-150 проектов Киотского протокола.

ЕС, Австралия, Норвегия, Швейцария, Украина и ряд других небольших стран имеют обязательства по выбросам, могут выполнять ПСО и участвовать в МЧР. ЕС становится главным донором Киотского протокола, впрочем, это донорство очень относительно. По сделанным ранее заявлениям, ЕС не собирается покупать единицы сокращения выбросов и сделает исключение лишь для наименее развитых стран. Кроме того, ЕС принял решение не участвовать в торговле квотами, оставшимися у различных стран от первого периода протокола (2008 – 2012 гг.).

Принятая в самый последний момент поправка требует от стран с обязательствами по Киотскому протоколу в среднем за 2013 –2020 гг. не превышать уровень выбросов 2008 – 2010 гг. Это вынуждает Беларусь и Казахстан присоединится к России и участвовать в протоколе без обязательств. Украине удается обойти действие поправки за счет большого запаса квот с первого периода Киотского протокола. Россия категорически возражала против такой поправки, но привлечь на свою сторону другие развитые страны не удалось.

«Раз все буксует и Россия не у дел, так как мы уже не получатель средств, но еще далеко не главный донор, то надо поднять голову от вороха принятых бумаг и взглянуть шире. Надо посмотреть на соседей. Китай, Казахстан, Южная Корея в 2013-2014 годах вводят внутренние пилотные системы регулирования выбросов СО2. Россия может получить выигрыш от аналогичных действий», - говорит Алексей Кокорин.

«Развивается новая Рамочная коалиция «Климат и чистый воздух», в Дохе к ней было очень большое внимание. Это вне ООН, Россия может получать средства, прежде всего, на пилотные проекты, связанные с выбросами сажи. Это очень актуальная проблема, особенно в Арктике», - считает Кокорин.

Сейчас главной задачей РКИК ООН является разработка всеобъемлющего соглашения по снижению выбросов парниковых газов во всех крупных странах, чтобы удержать антропогенный рост температуры в пределах 20С. Это сложная и долгосрочная задача – к 2050 г. глобальные выбросы надо сократить в 2 раза. Год назад на конференции ООН в Дурбане было решено к концу 2015 года подготовить соглашение о действиях после 2020 г.

В Дохе о выбросах речь практически не шла: страны лишь повторили свои предыдущие предложения. В частности, Россия заявила о готовности к 2020 году не превысить уровень 75% от 1990 г. Сейчас без учета поглощения лесами наши выбросы равны примерно 69% от уровня 1990 г., но имеют тенденцию к небольшому росту, который должен смениться стабилизацией по мере реализации мер по повышению энергоэффективности. Поглощение лесами велико, но полагаться на него нельзя, поскольку прогнозы говорят о его сильном снижении.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.