Политологи: правительство переложило пенсии на Путина
Политологи констатируют, что Владимир Путин из-за бездействия правительства фактически был вынужден лично обозначить ключевые моменты по ситуации с пенсионной реформой.
Политологи констатируют, что Владимир Путин из-за бездействия правительства фактически был вынужден лично обозначить ключевые моменты по ситуации с пенсионной реформой. Сегодня в Ново-Огареве глава государства поддержал законопроект о сокращении накопительной части пенсии с нынешних 6 до 2%. При этом президент предложил не отказываться вовсе от накопительного компонента пенсии, заявив, что у граждан должна сохраняться возможность выбора оставаться ли в накопительной системе или нет. Кроме того, правительству в очередной раз поручено в срок до конца 1 полугодия 2013 года доработать пенсионную формулу, поэтому президент предложил перенести вступление закона в силу на январь 2014 года.
Как отмечают политологи, нынешние заявления президента оказываются более чем актуальными, если принимать во внимание тот факт, что правительство вот уже несколько месяцев не может представить внятную стратегию будущей пенсионной реформы. «По всей видимости, «тусовочно-дискуссионный режим работы правительства не позволили его членам ни принять единую точку, ни выработать соответствующие рекомендации, которые могли бы удовлетворить, как президента, так и пенсионеров: воз, что называется, и ныне там, несмотря на вышедшие сроки исполнения поручения», - отмечает гендиректор «Центра политической информации» Алексей Мухин в своей публикации «Правительство ответственно – или безответственно?».
Действительно, поручение разработать стратегию пенсионной реформы президент дает уже не первый раз: несколько месяцев назад перед кабмином уже ставилась эта задача. На выходе – законопроект о снижении накопительной части пенсии до 2%, который, заметим в скобках, даже не был подписан премьер-министром. «В экспертном сообществе полагают, что такая нерешительность и, в некотором смысле даже инфантильность, правительства Медведева была нехарактерна для кабинета Путина и, в результате, страна неплохо справилась с последствиями кризиса 2008 года. Пока же первое серьезное испытание продемонстрировало то, что «медведевцы» пока явно уступают «путинцам» в эффективности», - рассуждает Алексей Мухин. То есть фактически кабмин перекладывает на плечи президента непопулярные, как считают в правительстве, решения о реформе пенсионной системе.
Политологи сходятся во мнении, что хотя решение о сокращение накопительной части – действительно не популярно, оно просто необходимо для оздоровления социально-экономических отношений между государством и пенсионерами в частности.
Виктор Милитарев, вице-президента Института национальной стратегии, вообще не согласен с термином «непопулярное решение»: « Я не знаю, насколько решение о сокращении накопительной части пенсии непопулярное, -- говорит он. - Ведь решение не означает, что сократится сама пенсия. Она еще может даже повыситься, как считают многие социально-ориентированные экономисты. Пусть даже будет уравниловка. Но ведь пенсия назначается не в зависимости от умения гражданина распоряжаться деньгами, а по праву на жизнь».
При этом так называемая солидарная пенсионная система, подразумевающая минимизацию накопительной части, которую поддержал президент, на самом деле является одной из наиболее успешных моделей на сегодняшний день. С одной стороны, она позволяет решить проблему бюджетного дефицита Пенсионного фонда, с другой – идеально подходит для стран, где велика доля пожилого населения. «Солидарная форма есть во всех странах, где значительная часть пожилого населения и низкая рождаемость. Это не только наша проблема», - соглашается замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «Снижение накопительной части пенсии – это на сегодняшний момент прямой путь снижения дефицита бюджета Пенсионного фонда. Потому что сейчас этот дефицит напрямую гасится из бюджета, а это не нормально», - добавляет гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян.
Вместе с тем, ключевым моментом в истории с реформированием пенсионной системы, по мнению политологов, стал тот факт, что правительство фактически самоустранилось от решения данной проблемы. «Глобальная экономическая неопределенность, похоже, перекинувшаяся на умы членов исполнительной вертикали, затягивает их малочувствительной в социальном смысле пленкой: хорошо просматривается склонность к бездействию из соображений «авось само все рассосется!», - резюмирует Алексей Мухин.
