29 марта 2024, пятница, 11:40
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 апреля 2012, 11:30

Вышла книга Константина Вагинова «Песня слов»

В России вышла книга Константина Вагинова «Песня слов». Издание выпущено в издательстве О.Г.И.-Б.С.Г.-пресс.

Поэтический сборник «Песня слов» Константина Константиновича Вагинова (1899 – 1934 гг.) – наиболее полное собрание стихотворений этого поэта и прозаика. Его творчество будет интересно поклонникам поэзии обэриутов.

Вагинов был ярким представителем «новой» литературы 1920-х годов. После величайшего исторического перелома 1917-го года прежняя культура и представления о морали рассыпались в прах. Страну охватили террор, хаос и нищета. Человеческая жизнь потеряла свою ценность. Отразилось это и в поэзии Константина Вагинова. Он, как и многие его современники, отвергал старые литературные формы и искал новые выразительные средства в искусстве. Однако при этом Вагинов не отказывался от наследия античности, собирал книги и изучал литературу по античной истории и археологии. Для его поэзии характерны такие мотивы, как прорастание античности сквозь фон современного города, взаимоотношения автора со словами – капризными и своевольными живыми существами, любовь-ненависть к всепоглощающему искусству.

Вагинов входил в большинство литературных обществ Петербурга 1920-х годов. Он был принят и в «Цех поэтов» Н. Гумилева.

Сам Константин Вагинов стал одним из основателей литературной группы «Островитяне». Образ острова был одним из центральных в его поэзии. Он писал о непостижимой природе творчества, о трагической несовместимости поэта с миром.

По словам составителя сборника А. Герасимовой, сказалась в его творчестве и близость к обэриутам – то же сочетание несочетаемого, ироническое разрушение рутинного поэтического языка, основополагающее представление о реальной магии слова, магической реальности искусства. В 1928 году Вагинов вместе с Д. Хармсом, А. Введенским и Н. Заболоцким принял участие в знаменитом вечере обэриутов «Три левых часа».

В поэзии Вагинова одно из центральных мест занимает образ Петербурга. Трагические события 20-х годов отразились и в восприятии любимого поэтом города. Мрачный отпечаток на творчество Вагинова накладывала его тяжёлая болезнь – туберкулез, ставшая причиной его смерти.

Поэзия Константина Вагинова не потеряла свою актуальность и в современном сложном и противоречивом мире.

В книгу включены разнообразные литературные и фотографические материалы, посвященные жизни писателя и его поэтической деятельности.

 

 

ЗВУКОПОДОБИЕ


* * *

Он разлюбил себя, он вышел в непогоду.

Какое множество гуляет под дождем народу.

Как песик вертится и жалко и пестро

В витрине возлежит огромное перо.

Он спину повернул, пошел через дорогу,

Он к скверу подошел с решеткою убогой,

Где зелень нежная без света фонарей

Казалась черною, как высота над ней.

Но музыка нежданная раздалась

И флейта мирная под лампой показалась,

Затем рояля угол и рука

Игравшего, как дева, старика.

Гулявший медленно от зелени отходит

И взором улицу бегущую обводит.

Он погружается все глубже в непогоду,

Любовь он потерял, он потерял свободу.


* * *

Черно бесконечное утро,

Как слезы, стоят фонари.

Пурпурные, гулкие звуки

Слышны отдаленной зари.

И слово горит и темнеет

На площади перед окном,

И каркают птицы и реют

Над черным его забытьем.


Стихи из романа «Козлиная песнь»


* * *

Весь мир пошел дрожащими кругами

И в нем горел зеленоватый свет.

Скалу, корабль и девушку над морем

Увидел я, из дома выходя.

По Пряжке, медленно, за парой пара ходит,

И рожи липкие. И липкие цветы.

С моей души ресниц своих не сводят

Высокие глаза твоей души.


Петербургские ночи (сборник)


* * *

Перевернул глаза и осмотрелся

Внутри меня такой же черный снег

Сутулая спина бескрылой птицей бьется

В груди моей дрожит и липнет свет.

И освещенный весь, иду я в дом знакомый

И, грудью плоскою облокотясь о стол,

Я ритмы меряю, выслушиваю звоны

И муза голая мне руку подает.


* * *

У милых ног венецианских статуй

Проплакать ночь, проплакать до утра

И выйти на Неву в туман, туман косматый

Где ветер ржет и бьет и скачет у костра.

Табун, табун ветров копытами затопчет

Мой малый дом, мой тихий Петербург

И Летний сад и липовые почки

И залетевшую со Стрелки стрекозу.


* * *

В. Л.


Каждый палец мой — умерший город

А ладонь океан тоски

Оттого может быть мне дороги

Руки твои.


* * *

Я встал пошатываясь и пошел по стенке

А Аполлон за мной, как тень скользит

Такой худой и с головою хлипкой

И так протяжно, нежно говорит:

«Мой друг, зачем ты взял кусок Эллады,

Зачем в гробу тревожишь тень мою!»

Забился я под злобным жестким взглядом

Проснулся раненый с сухой землей во рту.

Ни семени ни шелкового зуда

Не для любви пришел я в этот мир

Мой милый друг, вдави глаза плечами

И обверни меня изгибом плеч твоих.

Константин Вагинов «Песня слов», О.Г.И., Москва, 2012.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.