28 марта 2024, четверг, 14:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 декабря 2011, 15:43

Подмосковный «сельский трамвай» повторит судьбу убыточного столичного монорельса?

Компания «Домодедово транс девелопмент» (ДТД) объявила о планах по строительству сети скоростного трамвая «Южная Хорда» в Подмосковье. Трамвайная линия должна соединить два аэропорта столичного авиаузла – «Домодедово» и «Внуково». Пока не ясно, кто оплатит этот проект, существуют опасения, что он повторит судьбу московского монорельса – убыточного туристического аттракциона.

Проект «Южная Хорда» предполагает строительство всего 214 км. линий скоростного трамвая. Проезжать леса, поля и огороды трамвайный состав будет со скоростью до 105 км/час. Отсюда – высокая цена строительства путей. Ожидается, что стоимость одного километра линии, составит от 15 до 22 миллионов евро. То есть, реализация всего проекта обойдется предполагаемому инвестору в сумму от 3,2 до 4,7 млрд. евро. 

Содержание и эксплуатации такой сети потребует огромных операционных расходов, а окупаемость может быть достигнута лишь при высокой загрузке и высокой стоимости проезда. Для сравнения, по сведениям «Новой газеты», – монорельсовая дорога в Москве ежегодно требует из городского бюджета более 20 млн евро субсидий . Никаких экономически обоснованных оценок стоимости билета для «сельского трамвая» пока нет. Авторы утверждают, что проехать из Домодедова до Внукова можно будет дешевле, чем….. на такси, то есть, дешевле 1400 рублей, не детализируя. В хорошие дни за те же деньги можно улететь в Европу. 

Следует также отметить, что большие вопросы вызывает потенциальный спрос на услуги скоростного трамвая, связывающего аэропорты. Вообще, замеры межаэропортового трансфера Домодедово-Внуково никто, похоже, специально не проводил. Тем не менее, эксперты дают качественную оценку по пассажиропотоку между аэропортами, оперируя данными официальных аэропортовых перевозчиков – такси и аэроэкспрессов. По информации газеты, проанализировав эти данные, маркетологи оценили совокупный годовой пассажиропоток трансфера Домодедово–Внуково на уровне 10 320 пассажиров в год (с учетом возможной погрешности – до 12 400 пассажиров в год). 

Ничтожно малый текущий объем межаэропортового пассажирского трафика по сравнению с общим объемом авиационных перевозок можно объяснить стратегией развития столичных аэропортов. Она предусматривает создание самодостаточной аэропортовой сети маршрутов. Проще говоря, при планировании маршрутов авиаперевозчики стараются не «гонять» пассажиров по разным аэропортам. 

Впрочем, помимо возможной загруженности предполагаемых загородных трамваев в будущем, проект вызывает и более актуальные вопросы. Авторы «Южной хорды» заявили, что первые скоростные трамваи пустят на юге Московской области уже в 2015 году. Однако источники финансирования предполагаемого проекта пока так и не определены. Пока известно, что точно не будут финансировать эту стройку столичные власти. Непосредственно из ДТД о потенциальных инвесторах поступают противоречивые сведения. С одной стороны, представители компании утверждают, что вкладываться в проект будут исключительно крупные частные компании и банки. При этом ни один конкретный инвестор пока не назван. С другой стороны в ДТД не скрывают, что не отказались бы от частно-государственного партнерства, то есть рассчитывают на привлечение государственных инвестиций. Учитывая колоссальные масштабы требуемых инвестиций, при призрачных перспективах окупаемости проекта вообще (или хотя бы в ближайшие два-три десятилетия), без помощи государства его реализация вряд ли обойдется. 

Самостоятельно реализовать проект ДТД не под силу. Компания «Домодедово Транс Девелопмент» создана в 2009 году. Согласно информации базы данных «СПАРК», 100% акций ДТД контролируют Руслан Попов и экс директор по связям с общественностью аэропорта «Домодедово» Анна Краснова (через ЗАО «Подмосковье Транс Девелопмент», в котором владеют, соответственно, 70% и 30% акций). По всей видимости, эта структура создана исключительно под строительство «Южной хорды». На корпоративном сайте ДТД нет информации о других проектах. 

«Раскрутка» идеи «Южной хорды» совпала с началом активной кампании по продвижению так называемого «Большого Домодедова» и «Аэротрополиса Домодедово». Эти проекты активно лоббируют акционеры аэропорта, крупнейшие землевладельцы и девелоперы, а также некоторые местные чиновники. В конце сентября в аэропорту «Домодедово» прошла презентация проекта «Аэротрополис Домодедово», предполагающего создание вокруг аэропорта целого города, чье население может составить до 1 млн жителей. Проект презентовал председатель совета директоров Дмитрий Каменщик. 

Одновременно с этим была развернута дискуссия о целесообразности расширения территории Москвы по ранее озвученному юго-западному направлению. Тон дискуссии был задан в начале сентября на круглом столе «Есть ли альтернатива расширению Москвы?», прошедшем в «Интерфаксе». В течение осени эксперты продолжили обсуждение возможных вариантов расширения Москвы. Цель дискуссии – обосновать преимущества расширения столицы в сторону Домодедова. Не исключено, что продвижением идеи строительства «Южной хорды» стоят интересы финансовых кругов, лоббирующих расширение Москвы по домодедовскому направлению.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.