«Кинотавр-2011» в Сочи открылcя с совершенно беспроигрышной карты — фильмом открытия была назначена лента «Два дня» Дуни Смирновой, пишет журнал «Синематека».
«Два дня» — это комедия про вредного чиновника из Москвы (Федор Бондарчук), который является по поручению губернатора в провинциальный музей полузабытого классика русской литературы, чтобы реквизировать земли под новую губернаторскую резиденцию, но сталкивается с замдиректора по научной работе (Ксения Раппопорт) — местной экскурсоводшей, влюбляется в нее с первого взгляда и в итоге меняет взгляды и на свое поручение, и на жизнь в целом.
По мнению «Синематеки», «Два дня» представляет собой нечто среднее между полнометражной версией «Школы злословия» и Самкой Григория Константинопольского. В любом случае, цель тут явно одна и та же — стянуть маски и обнажить человеческое лицо персонажей, «пусть и не безобразное, а самое что ни на есть милое».
В неполных полтора часа экранного времени Дуня Смирнова умудряется запихнуть невероятное число смешных ситуаций. Борис Хлебников и Михаил Брашинский в роли идиотов-киношников, коза Настасья Филипповна, Путин и башня «Газпрома», наконец, Бондарчук, бреющий голову. И при всей своей внешней простоте фильм оказывается более чем многослойным — лаконичность только ее усугубляет.
«Начавшись вовсе как комедия а-ля Григорий Константинопольский — с водкой, грибами, глюками и незабываемым «Петя, тебе Путин звонил!» — «Два дня» ловко ныряют то натурально в сторону «Связи», то пытаются выдать разговор интеллигенции о народе, то вовсе улетают в Кремль, где министр с лицом Андрея Смирнова варит самый лучший в мире кофе», — пишет «Синематека».
Фильм на поверку вышел цельным и честным. Карнавальная пестрота сюжета оказалась предельно взаимосвязанной — одно вытекает из другого. «Весь этот цирк с конями — Бонадрчук пляшет, Бондарчук в бане, Бондарчук и Раппопорт ходят, отклячив попу и крякая — существует только ради того, чтобы смирновским вполне серьезным размышлениям придать единственно уместный тон — злобновато-ироничный. И чтобы банальный ответ на вопрос, прости Господи, "Кому на Руси жить хорошо?" — "Хорошему и честному человеку", — звучал не настолько банально, что ли», — заключает «Синематека».
На счету Дуни Смирновой три сценария к фильмам Алексея Учителя — «Баттерфляй», «Мания Жизели» и «Дневник его жены», получившему множество наград, выдвигавшемуся на «Оскара» и «Нику». Она также является режиссером фильмов «Связь» (2006), «Отцы и дети» (2008), «Черчилль» (2010). В широкий прокат в России новая лента выйдет 8 сентября.