28 марта 2024, четверг, 15:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 ноября 2010, 17:52

Якунин отчитался перед Путиным о ходе транспортной реформы РЖД и размещению акций "Трансконтейнера"

"Российские железные дороги" совместно с Минтрансом и Минэкономразвития отрабатывают будущую модель грузовых перевозок, рассказал глава РЖД Владимир Якунин на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным.

Якунин отметил, что уже "выполнена программа по созданию второй грузовой компании". "Это означает, что вместе с первой грузовой компанией мы практически передаем весь парк вагонов в специализированные компании, что и являлось элементом реформирования", - пояснил он, добавив, что РЖД "вместе с министерством транспорта и министерством экономического развития отрабатывают будущую модель грузовых перевозок".

"Как и в разных других странах, которые раньше нас прошли этот этап - это и Америка, и Казахстан, - у нас фиксируется значительное увеличение потребности в вагонах, потому что вагон, переставший быть вагоном инвентарного парка, начинает работать по высоким коммерческим требованиям частного оператора", - разъяснил Якунин. По его мнению, в этой области "требуется некое государственное регулирование, чтобы совместить и высокие конкурентные потребности частного оператора, и в то же время обеспечить социальные потребности в перевозках". "В противном случае вагон простаивает, ожидая так называемого "дорогого" груза, забиваются наши подъездные пути. Деньги за это платятся в общем-то маленькие. И частным операторам невыгодно использовать вагон в постоянном обороте. А у государства возникает проблема с пропускными способностями. Мы сейчас этот вопрос обсуждаем и с частными операторами, и с грузовладельцами. Надеюсь, что мы сможем прийти к какому-то согласованному выводу", - уточнил глава РЖД.

Еще одним достижением, по мнению Якунина, "является создание федеральной пассажирской компании, которая заработала и по первому полугодию своей работы показала положительные результаты". "При этом не могу не остановиться на проблемах, потому что расчет убыточности, связанный с регулированием цен на билеты в так называемых "открытых", плацкартных вагонах, достигает 38 млрд рублей. Государственный бюджет предусмотрел вместо запрошенных 38 млрд - 30 млрд. Это, конечно, осложняет работу компании. Мы понимаем сложности бюджета, сложности положения, в котором находится государство, имея в виду, в том числе, и события лета этого года, но факт такой имеется", - констатировал Якунин.

Путин поздравил Якунина с первым публичным размещением акций "Трансконтейнера" на московской и лондонской биржах, которое принесло РЖД 388 млн долларов. "Спрос превысил предложение приблизительно на 30%. Нам удалось разместиться лучше, чем мы планировали в пессимистическом варианте, и это принесло компании 388 млн долларов доходов", - похвастался Якунин.

"Трансконтейнер" зарегистрирована в марте 2006 г на базе центра по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер" (филиал РЖД) с уставным капиталом 13,9 млрд рублей. До размещения допэмиссии компании в ноябре 2010 г РЖД принадлежало 85% минус 1 акция "Трансконтейнера", Европейскому банку реконструкции и развития - 9,25%, Moore Capital Management, LLC - 2,5%, GLG Emerging Markets Fund - 2,5%, "Troika Dialog Investments Limited - 0,75%. 

Железные дороги в России со времен министра путей сообщения Витте были государством в государстве, вещь в себе. Свои институты, свои научные центры, свои законы, свои генералы (кто-нибудь знает, что во время войны в Советском Союзе были инженер-лейтенанты движения, директор-полковники пути и строительства и вице-генерал-директора путей сообщения II ранга?). Поэтому и повышенный интерес к РЖД оправдан, также как и интерес к происходящему в стенах мэрии Москвы.

Реформы РАО ЕЭС и РЖД стартовали примерно одновременно. РАО ЕЭС больше нет, основная часть энергоактивов в руках частных владельцев, РЖД — все еще акционерное общество со 100% долей государства. Чтобы тарифы не повышались нужна конкуренция. Естественная монополия - РЖД - противостоит конкуренции по своей природе. Железные дороги - очень сложный организм, и государственным контролерам практически невозможно проверить правильно ли расходует компания свой бюджет. Чтобы продать компанию по частям, нужно сделать ее привлекательной для инвесторов. Чтобы инвесторы захотели вложиться, им нужно знать что происходит, нужна открытость, прозрачность, понятность доходов и расходов. А до этого РЖД еще очень далеко. Железнодорожники с удовольствием построят еще десять скоростных магистралей, создадут поезд который доедет в Петербург за 2 часа, но не позволят в своем хозяйстве копаться непонятным наемным менеджерам, которые даже МИИТа не заканчивали — потому что от столетней традиции замкнутости просто так не отказаться. Но очень недешевые российские поезда и электрички заставляют надеяться: однажды и железная дорога получит своего Чубайса. Подорбнее о направлениях реформы РЖД в тексте Ильи Карпюка "Железнодорожная вода".

Накануне, газета "Ведомости" писала, что глава РЖД собрался в отставку, которого наблюдатели сватали то в президенты, то на разные международные посты, а в шутку - в патриархи. По данным источников издания близких к телу, Якунин закрывает дела - он в скором порядке занимается реализацией активов, возникших в ходе реформы РЖД (например, Первая грузовая компания), а его команда готовится к одновременной отставке с шефом летом 2011 г. Как раз в середине года у Якунина истекает его пятилетний контракт по управлению ОАО "РЖД".

Путин понимает власть как контроль над ресурсами, и именно они управляли этим ресурсом. Верные люди Путина собираются оставить ресурс. Что это: перегруппировка перед грядущими выборами? Вряд ли можно будет считать случайным совпадением одновременный уход (если он случится) двух ключевых людей нынешней модели управления хозяйством. Издание допускает, что это начало какого-то плана, предполагающего изменение этой модели.

Петр Попов

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.