28 марта 2024, четверг, 15:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 ноября 2010, 16:42

Международная космическая станция. Десять лет в пилотируемом полёте

2 ноября 2010 года исполнилось 10 лет со дня начала полёта Международной космической станции в постоянном пилотируемом режиме, сообщает служба информационного обеспечения Центра управления полётом (г.Королёв).

Международная космическая станция – крупнейший научно-технический проект современности.

В создании МКС участвуют 14 стран: США, Россия, Япония, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Франция, Испания, Германия, Швеция и Швейцария. Первоначально среди участников были ещё Великобритания и Бразилия, но затем они вышли из проекта.

Роль России в этом проекте – одна из ведущих. Опыт, накопленный российской космонавтикой за период эксплуатации собственных пилотируемых орбитальных станций, стал основой для создания МКС.

Строительство Международной космической станции на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 года с запуска её первого модуля – функционально-грузового блока (ФГБ) «Заря».

20 ноября 1998 года выведен на орбиту функционально-грузовой блок. Фото РКК Энергия им. С.П.Королева

20 ноября 1998 года выведен на орбиту функционально-грузовой блок "Заря". Фото РКК Энергия им. С.П.Королева

4 декабря 1998 года состоялся старт космического корабля "Шаттл" "Индевор" STS-88 с американским модулем NODE-1 ("Юнити") на борту (программа МКС, номер полета - 2А). В состав экипажа входили: Р. Кабана - командир, Ф. Стурков, Н. Курье, Дж. Росс, Дж. Ньюман, российский космонавт С. Крикалев. 7 декабря "Индевор" осуществил причаливание к ФГБ, перенос манипулятором и пристыковку модуля NODE-1 к российскому модулю. Экипаж корабля "Индевор" выполнил на ФГБ (внутри и снаружи) монтаж аппаратуры "ранней" связи и ремонтные работы. 13 декабря экипаж осуществил расстыковку, а 16 декабря - посадку.

7 декабря 1998 года к функционально-грузовому блоку пристыкован первый блок США-NODE-1. Фото РКК Энергия им. С.П.Королева

7 декабря 1998 года к функционально-грузовому блоку пристыкован первый блок США - NODE-1. Фото РКК Энергия им. С.П.Королева

Первый экипаж Международной космической станции в полете. Фото РКК Энергия им. С.П.Королева

Первый экипаж Международной космической станции в полете. Фото РКК Энергия им. С.П.Королева

В июле 2000 года МКС пополнилась служебным модулем (СМ) «Звезда». По своему назначению СМ «Звезда» – это основа российского сегмента МКС. Он обеспечивает деятельность экипажа и управление станцией с регулярно меняющейся конфигурацией. На этапе развёртывания МКС СМ «Звезда» служил базовым блоком всей станции, основным местом для жизни и работы всего экипажа.

Подготовка служебного модуля на космодроме Байконур. Фото РКК Энергия им. С.П.Королева

Подготовка служебного модуля Звезда на космодроме Байконур. Фото РКК Энергия им. С.П.Королева

2 ноября 2000 года на корабле «Союз ТМ-31» на станцию прибыл экипаж первой основной экспедиции (МКС-1) – Уилльям Шеперд (командир), Юрий Гидзенко (пилот) и Сергей Крикалёв (бортинженер).

Слева направо: С.К. Крикалев, У. Шепард, Ю.П. Гидзенко. Фото РКК Энергия им. С.П.Королева

Слева направо: С.К. Крикалев, У. Шепард, Ю.П. Гидзенко. Фото РКК Энергия им. С.П.Королева

С этой даты МКС стала постоянно обитаемой. На её борту, сменяя друг друга, по несколько месяцев стали работать экипажи основных экспедиций, в состав которых входили представители России, США и других стран – участниц программы МКС. Смена этих экипажей производилась с помощью американских кораблей системы «Спейс шаттл».

Российские корабли «Союз», имеющие большой ресурс пребывания в космосе, служили в качестве средства спасения экипажа в случае необходимости срочного покидания станции.

 За минувшее десятилетие станция существенно выросла.

В 2001 году в состав МКС были введены американские лабораторный модуль «Дестини» (англ. destiny – судьба) и шлюзовая камера «Квест» (англ. quest – поиск) и российский стыковочный отсек «Пирс», выполняющий также роль шлюзовой камеры при выходах в открытый космос.

В последующие годы был развёрнут энергетический узел мощных солнечных батарей.

Для обеспечения работ в открытом космосе установлена мобильная транспортная система с канадским дистанционным манипулятором «Канадарм-2» (Canadаrm-2).

Снабжение МКС осуществлялось с помощью российских пилотируемых кораблей типа «Союз», автоматических грузовых кораблей типа «Прогресс» и американских кораблей системы «Спейс шаттл» («Индевор», «Дискавери», «Атлантис»). Российские космические грузовики регулярно доставляли на МКС топливо, необходимое для осуществления манёвров с помощью реактивных двигателей, которые имеются только на российском сегменте.

В связи с произошедшей 1 февраля 2003 года катастрофой американского корабля «Колумбия», в которой погибли все семь членов экипажа, были приостановлены полёты и других кораблей системы «Спейс шаттл»: «Индевор», «Атлантис», «Дискавери». Соответственно остановилось строительство американского сегмента МКС.

Работоспособность МКС до возобновления полётов американских кораблей поддерживалась лишь с помощью российских средств. Учитывая ограничения по снабжению МКС, тогда приняли решение формировать экипажи основных экспедиции не из трёх, а из двух человек, и смену этих экипажей проводить с помощью российских кораблей «Союз». Таким образом, начиная с седьмой экспедиции, на станции постоянно работали уже только два человека. Третий член экипажа снова появился на борту МКС только в июле 2006 года, после возобновления полётов шаттлов.

Строительство МКС продолжилось. На станцию были доставлены новые секции солнечных батарей, значительно повысившие её энерговооружённость. В конце 2007 года МКС пополнилась ещё двумя герметичными модулями: соединительным модулем Node-2, получившим название «Хармони» (англ. harmony – гармония) и европейским лабораторным модулем «Колумбус» (Columbus).

В 2008 году в состав МКС введён японский модуль «Кибо» (японск. kibo – надежда).

В 2009 году в состав российского сегмента МКС введён малый исследовательский модуль МИМ-2 «Поиск».

В феврале 2010 года были доставлены жилой модуль «Транквилити» (англ. tranquility – спокойствие) и обзорный модуль «Купола» (итал. kupola – купол). В мае того же года был пристыкован российский исследовательский модуль МИМ-1 «Рассвет».

МКС сегодня. Фото ЦУП

МКС сегодня. Фото ЦУП

В планах НАСА предполагается дооснастить свой сегмент ещё одним герметичным модулем и на этом завершить его строительство. Российский сегмент ещё будет наращиваться за счёт присоединения к нему новых научных модулей.

В мае 2009 года постоянный экипаж МКС увеличили с трёх до шести человек. Первым командиром такого экипажа стал российский космонавт Геннадий Падалка.

В связи с приближающимся завершением программы «Спейс шаттл» смена экипажей МКС с 2009 года стала проводиться только с помощью кораблей «Союз».

Масса МКС в настоящее время – более 375 тонн (с пристыкованными кораблями «Союз ТМА-19», «Союз ТМА-М», «Прогресс М-07М» и «Прогресс М-08М».

Со времени начала строительства на МКС побывали 197 человек – граждане 15 стран: США, России, Канады, Италии, Франции, Японии, ЮАР, Бельгии, Испании, Нидерландов, Бразилии, Германии, Швеции, Малайзии и Республики Корея.

По программе МКС осуществлено 104 запуска: 68 российских, 34 американских и по одному Европейского космического агентства и Японии.

Сейчас на борту МКС работает экипаж 25-й длительной экспедиции: командир – Дуглас Уилок (США), бортинженеры Александр Калери (Россия), Олег Скрипочка (Россия), Скотт Келли (США), Фёдор Юрчихин (Россия), Шеннон Уокер (США).

См. также по теме на Полит.ру:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.