28 марта 2024, четверг, 21:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 августа 2010, 19:46

Елена Омельченко: те, кто напал на зрителей рок-фестиваля, к субкультурам отношения не имеют

В воскресенье вечером на зрителей рок-фестиваля "Торнадо" на берегу озера Тургояк в Миассе было совершено нападение. Молодые люди, вооруженные дубинками, арматурой и травматическими пистолетами, организованной колонной (по разным данным от 60 до 120 человек) вошли на территорию лагеря им. Зои Космодемьянской, где проходил рок-фестиваль, и принялись избивать всех подряд. Они нападали даже на милиционеров, которые ничего не смогли сделать, чтобы остановить побоище, и сами убегали.

Доктор социологических наук, руководитель Научно-исследовательского центра «Регион», исследователь молодежных субкультур Елена Омельченко, говоря о версиях случившегося на рок-концерте в Миассе, в интервью «Полит.ру» сказала о том, что ни одна из версий, которые сейчас предлагаются в СМИ, не кажется ей достоверной.

Совершенно непонятно, как шашлычник мог набрать от 60-ти до 120-ти человек, которые участвовали в нападении, поражающем организованностью, слаженностью.
Складывается впечатление, что эти ребята не первый раз собрались вместе. На группировщиков они не похожи, на скинхедов тоже. Я читала комментарий Александра Верховского, он говорит о том, что это вряд ли скинхеды, нет татуировок и головы не острижены. Я думаю, сейчас эти визуальные признаки уже не работают, но, на мой взгляд, это, действительно, не скинхеды, это может быть какая-то полукриминальная группировка. Я бы не стала, искать козлов отпущения среди скинхедов. На мой взгляд, это не они. Но очевидно - это организованные ребята, они явно готовились.

Сейчас много разных версий, много вопросов, на которых пока нет ответа и основной вопрос — почему бездействовала милиция? На видеозаписях видно, как они спокойно отворачиваются. По этим кадрам можно предположить, что был какой-то предварительный сговор или договоренность, что милиционеры не будут трогать нападающих.

Я думаю, к субкультурам напавшие на зрителей рок-концерта точно отношения не имеют. Они могут иметь отношение к каким-то полукриминальным кругам, возможно, околоспортивным полукриминальным кругам, потому что то, что поражает, и что сразу бросается в глаза, - это организованность, слаженность действий нападавших. Они все очень спокойно сделали.

Когда субкультурщики устраивают какие-то ритуальные бои или разборки, они все-таки реагируют на определенным образом выглядящих людей. Судя по ролику, который выложен в Интернете, били всех подряд, без разбора. То есть били тех, кто рядом, а не тех, кто выглядит не так, как нужно.

Кто из представителей субкультур особенно не любит рок? Есть такие?

К рок-музыке, к рок-концерту не может быть такой отчетливой неприязни. Если бы это был рэп-фестиваль или фестиваль графитчиков, связанный с какой-то «темной» культурой, можно было бы сказать, что это субкультурная  разборка. А здесь рок. Вообще-то скинхеды сами его поддерживают и сами его культивируют, то есть сами разделяют его ценности. На рок-фестивале каких-то очевидных врагов у скинхедов быть не может.

Есть версия, что один из организаторов фестиваля собирается баллотироваться на следующий год в законодательное собрание Челябинской области, и что такого рода пиар-акция определенным образом на него работает, даже если это с ним хотели разобраться. Сложно поверить в это так же, как в обиженного шашлычника или субкультурные разборки. Мне кажется, кто-то с кем-то в очередной раз не поделил деньги или сферы влияния.

А тем же скинхедам могли заплатить за то, чтоб они кого-то «наказали»?

Конечно, такое может быть. Но насчет того, что проплачивали, я не знаю. В любой субкультуре существует определенная этика. Я знаю, что есть большой интерес к скинхедам, в основном национал-ориентированных, национал-патриотических движений сегодня, очень большой интерес.  Попытки их «окучить» возникают постоянно. Но надо учитывать, что  скинхеды - это очень неоднородная субкультура, очень дифференцированная, есть и «красные» скинхеды, и «зеленые» скинхеды, они являются частью антифашистского крыла. Что касается НС-скинхедов, то сейчас они мимикририют, потому что и со стороны власти, и со стороны молодежи, на них оказывается очень серьезное давление. Теперь они часто переходят в ряды «игровиков», «копателей», «неоязычников». То есть пытаются как-то  осваивать эти новые пространства, потому что сами переживают серьезный кризис.

Что сейчас происходит с другими субкультурными группами в России?

Сейчас вообще очень серьезная ситуация с субкультурой в России. Очень много попыток дискредитировать, шантажировать, подставлять и подкупать. Я знаю, что, по крайней мере, в Питере работают целые программы по внедрению в ряды тех или иных субкультур волонтеров, которые потом пишут дневники, рассказывают о том, что они видели, слышали, знают. То есть это очень привлекательное пространство, потому что молодежь в любой субкультуре, с точки зрения идеологии, ценностей, такая вся уже понятная, и кажется, что легко с ней управляться. Но внутри  любой субкультуры тоже существует противодействие таким попыткам. Все-таки молодежь стремится быть независимой, самостоятельной. И подчас легко все эти вещи расшифровывает и отказывается.

Хотя коммерциализация, не политизация, а коммерциализация субкультур происходит постоянно. Используют людей для праздников, для шоу, для перфомансов. Подчас это связано с деньгами, конечно. Но иногда, если взять реперов или трейсеров, это делается не столько ради денег, сколько ради того, чтобы были площадки для тренировок, были стены для рисования. Поэтому за лояльность власти приходится иногда платить участием во всяких шоу.

Возвращаясь к драке на рок-концерте, все-таки есть ощущение, что нападавшие - не просто бандиты.

Это не просто бандиты. Первое, на что обращаешь внимание, - это уровень организованности. Это было публично, демонстративно, с эстетической точки зрения, продуманно. Они разделись. Я читала о впечатлении одного из выступавших на концерте музыканта, который пишет, что ничего подобного  в жизни не видел. То есть акция устрашения удалась.

Как вы думаете, эта история будет расследоваться?

Поскольку это прогремело слишком публично, я думаю, что по этому поводу, как в свое время по Кондопоге, придется высказываться первым лицам государства, им придется давать какую-то оценку этой ситуации. Придется не только разбираться с тем, сколько человек получили увечья. Как-то нужно будет определиться по поводу возможностей формирования неких полуконспиративных  сил, достаточно серьезных, с неопределенной идеологией и с неопределенными целями, которые в каком-то случае могут быть мобилизованы. Получается, что действовала неизвестная сила. Ни кто ею управляет, ни кто ею руководит, ни на кого она работает, непонятно.

Это совершенно непонятно?

Мне пока нет. Я еще раз повторю, что, очевидно, это очень хорошо организованная группа. Очевидно, что это не субкультурная группа. Даже если их назовут потом скинхедами, я никогда не поверю этому.

Кроме скинхедов кто бы это мог быть теоретически?

Мне сложно говорить на эту тему и высказывать такого рода предположения.  Не хочется катализировать моральные паники. Может, это какие-то «игровики». Это, действительно, очень плохо изученное пространство, где достаточно активно развиваются и, в том числе, какие-то провоенные, национал-патриотические идеи. Особенно, когда речь идет о восстановлении героических битв Второй мировой войны, Афганской войны или еще какой-то. Ребята готовятся и воспроизводят те или другие исторические события, и они вполне организованы.

Это игровое пространство - действительно неизведанное поле. Безусловно, «поисковики», «игровики», «копатели», «реконструкторы», очень связаны с милитаристской идеологией, но я ни в коем случае не хочу говорить, что они могут быть причастны к нападению на зрителей рок-концерта. В этих группах есть очень хорошие ребята. Интересные дела они делают, красивые шоу устраивают, очень большую работу проделывают по восстановлению исторической правды. А в истории, которая произошла в Миассе, надо очень внимательно разбираться.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.