Несмотря на объявленный план приватизации, ближайшие год-два государство может продолжать увеличивать свои доли в компаниях. В ближайшем будущем это может случиться с «АвтоВАЗом» – в обмен на очередную порцию господдержки.
При рассмотрении вопроса по долгам «АвтоВАЗа» рассматривается возможность капитализировать долг (то есть конвертировать его в акции автоконцерна), причем не посредством государства, а посредством банков – может быть, с государственным участием, заявила министр экономического развтия Эльвира Набиуллина на конференции «ВТБ капитала». Кроме того, чтобы получить поддержку, «АвтоВАЗ» должен представить самоокупаемую бизнес-модель, подчеркнула Набиуллина.
Долг «АвтоВАЗа» – 37 млрд рублей. По большей части он короткий, так что проблему с задолженностью заводу нужно решать оперативно. Но любой из вариантов допэмиссии «АвтоВАЗа» вновь не устраивает его акционера – Renault, который против размывания своей доли в «АвтоВАЗе». В конвертации долга в акции не заинтересованы и сами банки, для которых владение акциями не является профильным бизнесом, пишут «Ведомости».
«Коммерсантъ» со ссылкой на одного из топ-менеджеров «АвтоВАЗа» описывает следующий вариант: завод выпустит инфраструктурные облигации почти на 40 млрд, которые выкупит Внешэкономбанк (ВЭБ), за счет этих денег погасит текущий долг, а впоследствии конвертирует облигации в свои акции, сделав, таким образом, ВЭБ одним из своих акционеров. Доля «Ростехнологий» и «Тройки Диалог» при этом размоется, но они «не возражают», а Renault, по его словам, может избежать размывания своей доли, если оплатит допэмиссию «АвтоВАЗа» лицензией на Logan и оборудованием для ее сборки.
Вчера совет директоров «АвтоВАЗа» утвердил стратегию до 2014 года и антикризисную программу, которая позволит в 2009 году сэкономить 13,85 млрд рублей. Инвестпрограмма завода на эти годы сокращена вдвое – до 42 млрд рублей. До середины 2010 года будут сокращены 27 600 сотрудников. Чтобы выплатить им всем компенсации и корпоративные пенсии, «АвтоВАЗ» хочет получить госсподдержку на 12 млрд рублей на 10 лет с отсрочкой выплаты по процентам до 2014 года.
В ближайшие дни комиссия первого вице-премьера Игоря Шувалова должна решить, стоит ли выделять заводу очередную порцию господдержки. Летом «АвтоВАЗ» уже получил из бюджета первый транш на 25 млрд рублей, но израсходовал эти деньги главным образом на расчеты с поставщиками. Глава Минфина Алексей Кудрин уже тогда говорил, что госпомощь должна быть конвертирована в акции завода.