"Все почему-то рассматривают самоцензуру прежде всего в русле взаимоотношений с церковью. Но, простите, те же самые самоограничения существуют и по другим поводам. Мало кто знает, но у нас случались свои внутренние скандалы, когда я снимала работы с выставок, потому что они, скажем, содержат ненормативную лексику. И меня в этом упрекали. Но я считаю невозможным, чтобы в государственном музее национального искусства были выставлены произведения с использованием мата", - заявила в интервью "Итогам" генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Отвечая на вопрос о планируемых теперь консультациях с РПЦ по поводу выставок современного искусства, она подчеркнула: "Я действительно считаю, что наш музей, у которого, к слову, есть свой храм, имеет многолетнюю традицию взаимоотношений с церковью. Скандалами она отнюдь не исчерпывается. И если время от времени возникает непонимание, какие-то вещи стоит, наверное, проговаривать. Взвешенно, серьезно, с желанием найти позитивные ходы".
Лебедева также отметила "отрицательный опыт, который получили за последние годы". Теперь, сказала она, "мы можем попытаться определить ту границу, которую музей никогда не переступит".
"Когда после всех скандалов, сопровождавших выставку поп-арта, мы готовили экспозицию соц-арта, я поставила несколько условий. На ней не должны были быть произведения, которые оскорбляют чувства верующих, нарушают нормы общественной морали, носят экстремистский характер. В конце концов, музей вправе решать по-своему", - считает гендиректор Третьяковки.
Немногим ранее, напомним, Ирина Лебедева заявила: "Мы должны развивать и дальше наш конструктивный диалог с Церковью, и не только в области древнерусского искусства, но и в области современного искусства".
Она пояснила, что речь идет о "круглых столах с участием представителей Церкви и художественных критиков" перед тем, как "запускать какой-либо выставочный проект, связанный с христианской тематикой или религией вообще".
"Хотелось бы позитивного диалога, серьезного разговора, а не тех скандалов, которые подчас возникают", - подчеркнула гендиректор. По ее мнению, такие "круглые столы" позволят снять непонимание между представителями Церкви и искусства, которое зачастую возникает.
К разговору о "непонимании" - в 2003 году сотрудник Третьяковки Андрей Ерофеев, уволенный впоследствии Валентином Родионовым, снятым с должности, выступил в качестве куратора выставки "Осторожно, Религия!". Выставку раскритиковали и разгромили. Затем было возбуждено уголовное дело в отношении Ерофеева и директора Общественного центра имени Андрея Сахарова, где проводилась выставка, Юрия Самодурова. Судебный процесс продолжается.
См. также: