С 3 августа 2009 года «АвтоВАЗ» может на месяц остановить конвейер. Об этом «Коммерсанту» сообщили источники на предприятии и ряд поставщиков. По их словам, сейчас складские запасы «АвтоВАЗа» составляют 85 тыс. нераспроданных машин и за счет остановки работы конвейера завод рассчитывает снизить их наполовину. По данным газеты, остановка в августе уже согласована с акционером завода — госкорпорацией "Ростехнологии". Однако в пресс-центре «АвтоВАЗа» подчеркнули, что приказа об остановке пока нет и "это лишь один из возможных вариантов".
С правительством Самарской области остановка пока не согласована. Планируется, что руководство завода обсудит сегодня этот вопрос с губернатором Владимиром Артяковым и министром промышленности Владиславом Капустиным (оба ранее работали на АвтоВАЗе на руководящих должностях) и решение должно быть принято к концу недели.
Это будет уже вторая месячная остановка АвтоВАЗа с начала года. Завод не работал с конца декабря до начала февраля, тогда ему удалось снизить запас на 20 тыс. автомобилей Сейчас «АвтоВАЗ» работает 40 часов в неделю, тогда как до кризиса работал 60 часов. Складской запас с весны при этом не только не снизился, но даже вырос на 5 тыс. машин. «АвтоВАЗ» предполагал сократить до 20 часов рабочую неделю с сентября 2009 г. по февраль 2010 г.
Эксперты отмечают, что остановка конвейера повлечет за собой прекращение работы не только «АвтоВАЗа», но и его поставщиков, для которых завод является основным потребителем. После февральской остановки на «АвтоВАЗе» признавали, что после таких длительных перерывов поставщики "могут попросту не запуститься".
У поставщиков возникли претензии к заводу, когда «АвтоВАЗ» ввел вексельную схему расчетов (векселями оплачивалось 70% закупок, а деньгами — только 30%). Завод пообещал перейти на денежные расчеты только с теми поставщиками, которые согласятся снизить цены на автокомпоненты на 10%. Все это вместе с возможной остановкой может привести к банкротству ряда поставщиков, опасаются эксперты.
Аналитики уверены, что топ-менеджмент завода не сдержит свое обещание вывести «АвтоВАЗ» на безубыточный уровень к концу 2009 года. Прошлый год завод закончил с убытком в 25 млрд. рублей.
Как выяснили «Ведомости», в августе не будет работать половина российских автозаводов, выпускающих легковые автомобили. Дольше всех каникулы будут у петербургского завода General Motors – с 1 июля по 31 августа. С 20 июля на две недели остановится Volkswagen, с 20 июля по 10 августа будет стоять Ford, с 3 по 16 августа – Toyota, с 3 по 23 августа – «Автофрамос».
Также в течение августа остановится и крупнейший в России производитель грузовиков «Камаз». А вот Nissan, «Тагаз», «Соллерс» и «Автотор» не станут останавливать конвейер. Остановка производства — естественная реакция автопроизводителей на снижение спроса вдвое по сравнению с прошлым годом, говорят эксперты.
Однако группа ГАЗ, напротив, увеличивает продолжительность работы: головное предприятие завода переходит на пятидневную рабочую неделю. «Сейчас мы работаем так, будто кризис кончился и начался период очень низкого спроса», - говорит представитель группы. По прогнозу группы ГАЗ, спрос на «Газели» составит в июле — августе 5600 шт. в месяц, столько машин и намерен выпускать завод.