В своей колонке в "Ведомостях" профессор РЭШ Константин Сонин отмечает, что то, как в Москве проходили вступительные испытания по ЕГЭ, можно описать только словом "саботаж". Он приводит рассказ знакомого ему профессора о том, "как 4 июня, в день сдачи ЕГЭ по математике, кафедра была просто облеплена родителями и знакомыми выпускников, на мобильных телефонах у которых были целые варианты или отдельные задачи теста. Студенты тоже поминутно отвечали на звонки тех, кто в этот момент сдавал экзамен".
К. Сонин полагает, что "и массовость явления, и распространенность — знакомые учителя школ жалуются на особенно халатное отношение ответственных за проведение ЕГЭ в этом году — говорят о том, что противники ЕГЭ, отчаявшись добиться его отмены напрямую, пытаются его дискредитировать".
В этой связи, он уверен, что "у правительства должно хватить мужества, чтобы отстоять ЕГЭ" и "опубликованные результаты ЕГЭ по математике показывают, похоже, что саботаж если и был, то не особенно удался". Однако профессор РЭШ пишет и о том, что "непреклонная твердость в отстаивании какой-то позиции уместна не всегда" и природа этого саботажа может крыться не в злом умысле или личной выгоде, а в искреннем желании исправить какую-то несправедливость. Поэтому К. Сонин высказывает мнение, что система ЕГЭ требуют некоторых изменений.
"Очевидной проблемой является то, что вузы теперь слишком сильно связаны необходимостью использовать результаты ЕГЭ для отбора абитуриентов. Если бы вузы имели право сами определять, какой процент мест отведен ЕГЭ (и эти места финансировались бы из бюджета отдельно), какой процент распределяется по итогам экзаменов, которые вуз определяет сам, а какой — «продается», было бы легче не только вузам", - отмечает он.
В этом случае, по мнению автора статьи, "талантливые дети (именно они больше всего страдают от манипуляций с ЕГЭ в других регионах) не были бы так связаны необходимостью любой ценой получать высокий балл, а «саботажники» не испытывали бы к ним такой жалости — дисциплину было бы устанавливать легче".
К. Сонин также пишет о том, что олимпиады, проводимые вузами, в какой-то мере, были призваны создать альтернативу ЕГЭ, но и здесь он видит примеры саботажа хорошей идеи. "Кому-то пришло в голову, что олимпиадам должны быть присвоены «уровни» и вузы должны принимать детей по результатам «чужих» олимпиад. Неужели трудно было догадаться, что найдутся олимпиады, организаторы которых выдадут тысячи первых дипломов?". Подробнее см. "Правила игры. Отстоять ЕГЭ".
См. также:
- Экономист Константин Сонин хочет наградить Евгения Ясина орденом «За воссоздание научного сообщества экономистов в России»
- Экономика финансового кризиса. Лекция Константина Сонина
- Как восстановить разрушенную академическую среду? - интервью с экономистом Константином Сониным
- Общество и наука в свете кризиса. «Нейтральная территория» с Константином Сониным