39% производителей готовятся к сокращению рынка продуктов питания. Незначительный рост ожидают 32% компаний. При этом в натуральных объемах выпуск товаров уменьшится, а подъем в отдельных сегментах будет в денежном выражении – из-за инфляции. Такие выводы содержатся в исследовании компании «Эрнст энд Янг», которая опросила 31 российскую и зарубежную компанию, пишут «Новые известия».
Потребители отказываются от дорогого импорта в пользу более дешевых российских аналогов. Причина – в падении платежеспособного спроса населения. По прогнозу Минэкономразвития, в 2009 году темпы роста реальной заработной платы составят только 95,9% к уровню 2008 года. А реальные располагаемые доходы населения сократятся на 8,3%.
Исследователи «Эрнст энд Янг» ожидают сокращения продаж в большинстве секторов рынка. В частности, сектор алкогольных напитков сузится на 10–15%, безалкогольных – на 10%. Производители молочной продукции ожидают падения в своем секторе до 20% в зависимости от вида товара. Производство приправ, соусов, снеков и сухариков сократится в связи со смещением потребительского спроса в сторону товаров первой необходимости. Благодаря этому ожидается рост рынка хлебобулочных изделий на 2–5%.
Зато рынок мясной продукции, по прогнозу производителей, вырастет сразу на 15%. Причем под ростом рынка мясной продукции подразумевается рост именно в денежном выражении. Объемы производства не вырастут.
По мнению «Эрнст энд Янг», в период кризиса компании пищепрома имеют хорошие шансы пересмотреть свои отношения с розничными сетями в более выгодную для себя сторону. Имеется в виду проблема всякого рода сборов с производителей за доступ к полкам и витринам. Более 60% предприятий пищепрома называют пресс розничных сетей самым негативным фактором в их работе.
По данным ФАС, доля дополнительных выплат поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40%. Эти поборы производители включают в цену товара.