Вчера, 13 мая, Владимир Путин посетил Улан-Батор, где провел переговоры с премьером Монголии Санжийном Баяром. По итогам визита был подписан договор о создании совместного предприятия (СП), которое займется разработкой месторождений на территории Монголии, а также модернизацией Улан-Баторской железной дороги и строительством веток к месторождениям.
РЖД получит в СП 50%, а монгольские госкомпании «Эрденес МГЛ» и «Монгольские железные дороги» — по 25%.«На первом в уставной капитал обеими сторонами будет внесено $1 млн, на втором - монгольская сторона внесет лицензии на указанные месторождения, а мы - средства, эквивалентные стоимости этих месторождений», - заявил глава РЖД Владимир Якунин. Стоимость проекта оценивается в 7 млрд долларов. Исполнительным директором СП назначен советник президента РЖД Виталий Морозов.
«Эрденес МГЛ» владеет всеми стратегическими месторождениями, в том числе Ою-Толгой (32 млн т меди и 32 млн унций золота) и Таван-Толгой (ресурсы — 6,5 млрд т угля), пишут «Ведомости». РЖД уже подтверждали, что заинтересованы в получении Таван-Толгоя: переговоры об участии в его разработке идут с консорциумом En+ Олега Дерипаски и «Реновы» Виктора Вексельберга.
Получить лицензии СП должно в 2010 году. Российская сторона должна будет внести в СП денежный эквивалент рыночной стоимости лицензий. Обсуждается обеспечение Россией кредитной линии на реализацию проекта в размере $1,5 млрд. Само СП заниматься разработкой месторождений не будет — оно обязано провести конкурсы для выбора партнеров. С победителями должны быть созданы проектные компании, где СП получит 25% плюс одну акцию, инвестор — 75% минус одну акцию. Одним из условий допуска инвесторов станет строительство необходимой железнодорожной инфраструктуры.
Консорциум Дерипаски и Вексельберга еще в начале года представил властям Монголии инвестиционное предложение по освоению Таван-Толгоя. Однако аналогичные заявки поступили и от других претендентов, в том числе швейцарских Rio Tinto и BHP Billiton. СП будет обязано проводить конкурсы по месторождениям среди всех заинтересованных инвесторов. Таким образом, официально преференций российские претенденты не получат, отмечает «Коммерсант».
Улан-Баторская железная дорога была построена в начале 1950-х гг., акционеры - правительства России и Монголии. На данный момент 50% путей требуют немедленного ремонта.
«Газета» пишет о том, что монголы с помощью России собираются создать у себя атомную промышленность. Стороны обсуждают создание СП для добычи урана на монгольской территории - Путин уточнил, что компанию создадут «в течение нескольких недель». Также вчера был подписан меморандум между "Росатомом" и Агентством по ядерной энергии Монголии по подготовке специалистов.
На межправительственном уровне в ближайшее время начнутся консультации о льготных условиях поставки на российский рынок монгольской продукции. Прежде всего монголы хотят преференций на поставки мяса, а также ковров и кашемировых изделий. В марте стороны договорились о том, что Россия предоставит Монголии на развитие сельского хозяйства кредит в 300 миллионов долларов.