Потери российской экономики от нежелательной рассылки (спама) в прошлом году составили 1,3-1,9 млрд. долларов, говорится в исследовании компании ФБК.
Аналитики использовали два способа подсчета рабочего времени, которое уходит на спам. Первый заключался в оценке числа работников, пользующихся электронной почтой, по видам экономической деятельности и данных Росстата о средней заработной платы.
Второй способ учитывал число занятых в экономике граждан по роду занятий. В этом случае считалось, что, например, большинство руководителей имеет доступ к электронной почте.
«Оценив количество работающих, пользующихся электронной почтой, в зависимости от места их работы и занимаемой должности, а также оценив их среднюю заработную плату, мы получили следующие данные: экономика России ежегодно теряет 47,2 млрд. рублей, или 1,9 млрд. долларов», - говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Отмечается, что в США потери от спама гораздо больше и только в 2007 году составили 71 миллиард долларов. Разница связана с высокой зарплатой в США и большим, чем в России, распространением интернета. Кроме того, россияне читают спам в 2,5 раза быстрее, чем американцы: 6,8 секунд по сравнению с 16 секундами у американцев.
Спам - массовая рассылка по электронной почте незапрошенных сообщений рекламного характера. Появившись в 1998 году, спам быстро доказал свою эффективность в области продвижения различных товаров и услуг. Определенная часть получателей навязчивой рекламы так или иначе проявляет к ней интерес, что способствует высочайшей прибыльности индустрии спама. В результате доход получает и заказчик рассылки, и ее источник. К сожалению, потенциал развития спама оказался столь значителен, что в 2003 году превзошел даже самые оптимистические прогнозы аналитиков. По общемировой статистике, спам составляет 83% всей корреспонденции. По России эта цифра несколько ниже. Руководитель компании “Ашманов и партнеры” Игорь Ашманов говорит, что она составляет порядка 35% интернет-трафика, а доходы, получаемые российскими спамерами, – $3–5 млн в год. Ежегодный прирост спама составляет 30–40%.
По оценке экспертов, на защиту от спама интернет-операторы должны тратить 15–20% прибылей, однако насколько это так, остается только догадываться. Впрочем, за нас, похоже, скоро возьмутся международные организации: Россия стоит второй в списке после Китая по темпам распространения спама.