28 марта 2024, четверг, 17:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 февраля 2009, 13:05

Григорий Шведов «Кавказский узел»: скандал с Радченко — модель, которая может повториться в других регионах

"Отсутствие правовых инструментов борьбы за власть заставляет относиться к конфликту вокруг налогового управления в Дагестане со всей серьезностью", - заявил в интервью "Полит.ру" известный эксперт по Кавказу и другим южным регионам, главный редактор круглосуточного интернет-СМИ "Кавказский узел" Григорий Шведов. По его словам, произошедшие события могут объясняться двояко: внутренними разборками чиновников Дагестана или начавшейся «избирательной» кампанией, в рамках которой была поставлена задача скомпрометировать президента. Более вероятна вторая версия, так как поездку Муху Алиева в Москву называют плановой, и о ней было известно заранее, сказал Шведов.

Радченко был назначен начальником дагестанского УФНС 2 февраля, а 12 февраля стало известно, что приказ о назначении отменен.  Налоговик так и не приступил к работе: 2 и 9 февраля несколько сотен пикетчиков преградили ему проход в офис, а 6 февраля, по его словам, неизвестные похитили его и угрожали расправой.

По словам эксперта, в конфликте Радченко поддерживают люди, которые имели отношение к службе в правоохранительных органах еще во времена Магомедали Магомедова. "Их нельзя назвать политической оппозицией, но они уже довольно давно находятся среди тех, кто критикует нынешнюю власть", - сказал Шведов.

Что касается другой стороны, по мнению эксперта, большую роль здесь играет кадровая политика. Первое лицо республики хочет проводить ее сам, поэтому он был так заинтересован в назначении своего протеже. Наиболее вероятными кандидатами на должность Радченко, по сведениям "Кавказского Узла", являются Рамазан Рамазанов и мэр Дербента Феликс Казиахмедов.  

"Я думаю, что, с одной стороны, поводом для конфликта стал коррупционный скандал, который в определенный момент произошел и стал публичным. Известно, что, в отличие от своего предшественника, нынешний президент Дагестана, как и президент Грузии, занял довольно жесткую позицию по отношению к коррупции. Несмотря на то, что коррупция наблюдается как в Дагестане, так и в Грузии, остается ощущение, что сами президенты ориентированы на то, чтобы посты и должности начальников и министров не продавались, как это делалось раньше, во времена Магомедали и Шеварднадзе. "С другой стороны, я думаю, что коррупционный скандал, который приобрел политический окрас, не мог служить достаточным основанием, чтобы срочно ехать в Москву, добиваться встречи с Медведевым. Поэтому моя позиция ориентирована скорее на первую версию, но нельзя сбрасывать с чаши весов и аргументы противоположной стороны", - считает Шведов.  

В данном конфликте интересным для эксперта было не противостояние между Центром и местными властями. "Центр принял ожидаемое решение в пользу президента Дагестана, и это говорит о том, что те люди, которые протестировали влиятельность Алиева, убедились, что ее пока достаточно, чтобы контролировать ситуацию", - заметил Шведов.  Наибольший интерес представляют способы борьбы за должность. В данном конфликте участвовали политические (среди них два «тяжеловеса» - Умаханов и Муртазалиев) и общественные деятели, национальные сообщества (особенно активно проявили себя лезгины), правоохранительные органы и даже вооруженные группы поддержки.

Такой сценарий характерен для Дагестана 90-ых годов, когда национальные лидеры руководили вооруженными бригадами, чуть что перебрасываемыми с гор на центральную площадь Махачкалы. Национальные организации, а вслед за ними и бригады, за последние годы фактически сошли на «нет» и фактически перестали влиять на ситуацию в республике. "Остались, конечно, лидеры, но характер возглавляемых ими сообществ существенно изменился. В конфликте вокруг Радченко мы видим возрождение модели 10-15-летней давности. Это серьезный сигнал, который говорит о том, насколько на самом деле нестабильна ситуация", - сказал Шведов.  

По его словам, этническое распределение должностей стало реальностью, сложившейся традицией для Дагестана. В силу этого не стоит удивляться претензиям определенной этнической группы на ту или иную должность. Что касается других регионов Северного Кавказа, то в моноэтничных регионах эта проблема не стоит, например в Чечне, Ингушетии, Осетии. По советской привычке там еще назначают так называемых «русских», но они давно уже играют скорее символическую роль в местной элите (за исключением, конечно, федеральных ведомств). Эта проблема более или менее решена в Адыгее, где шла дискуссия о том, что, помимо адыгов, значительную часть постов должна занимать «русская» элита. Но недовольство, конечно, осталось.

А вот в Карачаево-Черкесии  горячо обсуждается дисбаланс представленности черкесов во власти, и он даже является причиной осеннего кризиса, публичная часть которого была продемонстрирована заявлениями Чрезвычайного съезда черкесского сообщества. В кризисной ситуации находится Кабардино-Балкария, где балкарцы лишены желаемого количества должностей. "Хотя и в Карачаево-Черкесии, и в Кабардино-Балкарии, безусловно, целый ряд балкарцев и черкесов занимают «ответственные» должности, но не те, которые они хотели бы. К слову, именно в этих республиках стоит ожидать наиболее серьезных нарушений на мартовских выборах. В целом, распределение портфелей остается взрывоопасной темой для значительного числа регионов, и хотя пик противостояния пройден уже давно, отсутствие правовых инструментов борьбы за власть заставляет относиться к конфликту вокруг налогового управления в Дагестане со всей серьезностью", - заключил эксперт.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.