29 марта 2024, пятница, 14:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 февраля 2009, 15:57

Патриарх Кирилл: в диалоге между РПЦ и научным сообществом будем работать по принципу "Богу - Богово", а "Ньютону - ньютоново"

Фото с сайта Патриархия.ру
Фото с сайта Патриархия.ру

«…Мы  должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами», – подчеркнул Патриарх Кирилл, выступая 15 февраля 2009 г. на открытии XVII Рождественских образовательных чтений. Об этом сообщает пресс-служба Московской патриархии.

Новоизбранный глава РПЦ высказался за диалог и сотрудничество служителей православной церкви со светскими учеными, педагогами и тружениками культуры. Он полагает, что голос совести может стать верным и надежным критерием объединения людей перед лицом «всех нынешних угроз и опасностей».

В своем выступлении Патриарх Кирилл также подчеркнул, что «у нас нет достойного будущего, если настоящая культура будет влачить жалкое существование на фоне расслабляющей вакханалии масскульта. Мировой опыт свидетельствует: лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться».

Предстоятель РПЦ высказался в пользу принципа, который мог бы стать фундаментом для диалога Церкви и научного сообщества: «Богу – Богово, а Ньютону – ньютоново» (автором которого Кирилл назвал политолога В. Третьякова). Эта формула, по мнению главы РПЦ, может означать то, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на институт рационального образования. При этом Патриарх отметил, что «мы можем принять этот принцип, но при одном непременном условии: должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте  безусловное и непререкаемое "Богу - Богово"».

Именно исходя из такого миропонимания, по мнению Патриарха Кирилла, «православные христиане должны быть всегда открыты к диалогу и сотрудничеству с окружающим миром, в том числе с педагогами, людьми науки и культуры».

Заключительную часть своей речи глава РПЦ посвятил проблеме преподавания основ религиозной культуры. Он обратил внимание на то, что «национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности». И хотя «Россия и другие страны нашего канонического пространства — это светские государства, где религиозные институты отделены от органов государственного управления», российские граждане, по мнению Патриарха Кирилла, должны иметь право «получать образование и давать образование своим детям именно в духе того мировоззрения, которого придерживаются в семье».

Патриарх Кирилл кратко остановился на реалиях сегодняшней системы образования. В российской школе широко распространилась практика преподавания основ религиозной культуры — православной, исламской и некоторых других, что по мнению главы РПЦ, очевидно востребовано «учащимися и их родителями, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит». Кроме того, во многих российских регионах «заключены соглашения епархий с органами управления образованием, совместно готовятся учителя, выходят пособия. Сейчас проходит региональный этап первой Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, в которой уже приняли участие тысячи учащихся. Приказом Министра образования и науки она утверждена в перечне предметных олимпиад».

При этом глава РПЦ особо подчеркнул, что «Церковь всегда настаивала на добровольности изучения какой-либо из религиозных культур, а также на праве вообще не изучать ни одну из них, заменив соответствующий предмет уроками светской этики для неверующих школьников». В этой связи он сослался на то, что такая модель принята во всей Европе. При этом «Основы религиозной культуры» должны преподавать профессиональные педагоги, подготовленные «при участии соответствующих религиозных общин в признанных центрах высшего образования или повышения квалификации», а сами пособия должны быть написаны «авторами, имеющими высокий научный и общественный авторитет в стране и уважаемые в своих религиозных общинах. Через эти пособия верующим людям надо уметь корректно представить свою культуру и свои взгляды не только самим себе, но и приверженцам других убеждений».

Патриарх отметил, что для сохранения и закрепления практики преподавания основ религиозной культуры РПЦ «готова интенсифицировать процесс согласования позиций с государством, привлекая к этому процессу ученых, педагогов-практиков, широкую общественность».  Трудности, которые раньше возникали в этом диалоге, он отнес «на счет недоумений, нечетких формулировок, неудачной критики и неудачной защиты от нее. В результате в некоторых кругах сложился ложный, карикатурный образ предлагаемой Церковью системы изучения основ религиозной культуры». В этой связи, глава РПЦ выразил надежду на расширение диалога с Минобрнаукой, всеми заинтересованными структурами, с широкой общественностью.  

Новому лидеру РПЦ предстоит серьезная работа по поиску диалога с научной общественностью. Напомним, что против признания теологии научной дисциплиной категорически выступил ряд академиков, написавших в июле 2007 г. «письмо десяти». В марте 2008 г. более полутора тысяч научных сотрудников выступили против введения ОПК и теологии в школах и университетах, их обращение было направлено в адрес Президента РФ.

Фото с сайта Патриархия.ру

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.