«Полит.ру» продолжает ряд публикаций, посвященных теме «Книжный рынок и финансовый кризис»
См. также
- «Букбери» - это головная боль «больших людей»
- Георгий Лямин ("Топ-книга"): кризис перепроизводства выражается в тиражах)
- Олег Савич (ИГ АСТ): многие издатели больше не смогут тащить на себе и распространителей, и печатников
- Дмитрий Иванов («ОЛМА Медиа Групп»): к лету не избежать волны банкротств мелких и средних издательств
- Лариса Веденьева (ТД «Библио-глобус»): прежде всего, кризис «ударил» по оптовым поставщикам, поставляющим книги в регионы
- Михаил Морозовский ("Книжное дело"): точной экономической статистики в нашей отрасли не существует
- Ольга Чумичева («Азбука-Аттикус»): с теми, кто в нише, может ничего и не случится
- Cпециалист по книжной рекламе и PR Виталий Леонтьев: необходим пересмотр всей бизнес-модели "Топ-книги"
- Борис Пастернак ("Время"): динозавры всегда вымирают первыми
- Анна Голосовская («Аванта-плюс»): затруднения испытывают небольшие издательства
- Книжный клуб "Терра": в первую очередь, трудности сказываются на полиграфистах
- Сергей Макаренков (ГК «Рипол Классик»): авторы вынуждены будут активнее "продавать" свою книгу
- Мария Ишкова ("Эксмо"): мы не готовы экономить на авторах
- Глеб Успенский («Вагриус»): тиражи дальше уменьшать некуда
- Ольга Тублина («Издательство Константина Тублина»): пострадают нераскрученные авторы
- Михаил Каминский (ИД «Русь»-«Олимп»): книжный рынок сузится через месяц - полтора
Евгений Кульков, главный редактор издательства «Популярная литература»
На каких участниках книжного рынка текущие трудности сказываются в первую очередь?
Пока создается впечатление, что на типографиях они точно не сказываются. Мы, например, печатаем свои книги в Германии в типографии концерна Bertelsmann и, в связи с ростом курса евро по отношению к рублю, попытались найти нового партнера в России. К сожалению, при явном ухудшении качества, стоимость предлагаемых отечественными полиграфистами услуг ничуть не меньше европейских расценок. Делаем вывод, что российским типографиям клиенты с многотысячными тиражами, как мы, не нужны. Видимо, у них и так все в порядке.
Я думаю, экономически кризис пойдет только на пользу книжному бизнесу. Во-первых, смею предположить, что в сложившейся ситуации прагматичные коллеги значительно сократят количество издаваемых графоманов. Во-вторых, надеюсь, что издатели будут больше уделять внимания продвижению книг, что, в свою очередь, скажется на качестве литературы, ведь рекламировать произведения, не способные заинтересовать читателей – крайне неосмотрительно. В-третьих, думаю, что из-за падения спроса, все мы: издатели, продавцы, полиграфисты и дистрибьюторы - будем мотивированы изменить «правила игры» на рынке, что, в свою очередь, скажется на стоимости книг. Ведь что имеем сейчас? Сегодня разница между издательской ценой на новинку и той, что видят читатели в магазинах, особенно в регионах, достигает 200-400%, то есть запредельный уровень наценки. В результате, страдают все. А страдание, в отличие от сострадания – не самое приятное из человеческих чувств.
Не пришлось ли Вашей организации прибегать к сокращению штатов?
Нет, в этом просто нет необходимости. Хотя без оптимизации расходов мы не обошлись. Но это, скорее, естественный шаг в развитии компании, чем антикризисная мера. Издательство «Популярная литература» за полтора года работы выпустило одиннадцать книг, и у нас нет необходимости в большом штате. Впрочем, сейчас мы расширяем редакционный портфель и будем издавать минимум книгу в месяц, поэтому, возможно, возьмем новых сотрудников. Посмотрим…
Какие проекты было решено отложить на более поздний срок?
Никакие. Все, что запланировано, будет издано. Как я и сказал, ждите от нас по одной новинке раз в месяц. Как минимум.
Не возникали ли в последние полгода проблемы у Ваших партнеров, с чем они были связаны?
Поскольку мы продаем наши книги не только в пределах Московской кольцевой автодороги, но и по всей стране, то можем смело назвать нашим партнером компанию «Топ-книга». А об их проблемах сейчас не знает только ленивый. Поэтому нет смысла повторяться.
Возникают сложности и у торговых сетей, с которыми мы сотрудничаем. По имеющейся у нас информации, эти проблемы в первую очередь связаны с банковскими кредитами. Но пока никто из партнеров не говорит о сворачивании бизнеса, все ищут новые идеи. И это правильно: кризис – идеальное время для формирования и реализации новаций.
Какие текущие тенденции книжного рынка кажутся Вам знаковыми?
У читателей проснулся интерес к качественной литературе. И это просто здорово! Еще пару лет назад мне было сложно представить, что в книжных магазинах будут хорошо продаваться «Журавли и карлики» Леонида Юзефовича или «Рам-Рам» Сергея Костина, а сегодня это реальность. Кроме того, не могу не отметить, что привычка 90-х годов экономить на всем изживает себя: бумага в книгах белеет и становится гораздо приятней для тактильного контакта, а оформление доверяют настоящим мастерам, а не студентам-троечникам. И случившийся кризис, повторюсь, в этом только на пользу, ведь за ним, как известно, часто случается выздоровление. Иной вариант развития даже и не хочу рассматривать.