7 ноября в поселке Шушары под Петербургом был запущен конвейер нового автомобильного завода General Motors. На открытии присутствовал президент Дмитрий Медведев. Как заявил "Времени новостей" директор компании по связям с общественностью Марк Кемпе, это новая страница в истории предприятия: "Российский рынок может стать самым большим для GM. И выпуск компактных внедорожников Chevrolet Captiva и Opel Antara поможет компенсировать сокращение продаж в других частях Европы".
Однако эксперты утверждают, что техническая информация, которую менеджеры компании предоставляли петербургским журналистам, отличается от данных, опубликованных в США и Европе от имени самой GM.
По "петербургским" данным GM, мощность завода возрастет от первоначальных 40 тыс. автомобилей в год до 70-75 тыс., а в будущем GM планируется выпускать до 100 тыс. автомобилей в год. Хотя головной офис GM в канун открытия завода в Шушарах заявлял через западные СМИ о первоначальных 25 тыс. автомобилей, которые когда-нибудь смогут превратиться в 60 тысяч.
Также Марк Кемпе рассказал, что компания приняла решение увеличить инвестиции в российское производство автомобилей с 115 млн долл. до 300 млн. При этом на днях через информационное агентство Блумберг GM объявила об отсутствии наличных средств для завершения нынешнего года и что из-за отсутствия ликвидности она не сможет поддерживать свою работу. Речь идет о реальной угрозе краха легендарного автоконцерна, который начался задолго до кризиса.
Кемпе говорил о том, что на завод в Шушарах набрали 1,5 тыс. человек. Однако источник газеты в отделе кадров GM подтвердил, что пока в штатном расписании предприятия не более 700 сотрудников. Летом GM объявила об открытии в ноябре в Петербурге специального тренинг-центра. Однако, по данным издания, менеджеры по кадрам ищут специалистов, которые работали на конвейерах в схожих производствах. Часть сотрудников пришла с обанкротившегося Кронштадтского судостроительного завода. Чиновники комитета по занятости Петербурга также подтвердили, что в данный момент хороших специалистов в автомобильный кластер можно привлечь только из других отраслей, а самая близкая по принципам производства - судостроительная.
В 2007 году федеральные власти приняли решение о создании в Петербурге объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Но сейчас северной столице выгоднее развивать автомобильный бизнес, поскольку большая часть налогов с ОСК будет уходить в бюджет РФ, отмечает газета.
Эксперты полагает, что в кадровом вопросе GM может помочь кризис. По данным опросов, 70% предприятий Петербурга собираются проводить сокращение штатов, соответственно, сокращенные сотрудники будут искать работу там, где рабочая сила нужна. Топ-менеджеры автоконцерна пока выражают уверенность, что российский кризис не помешает росту продаж.