29 марта 2024, пятница, 04:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 октября 2008, 16:19

Борьба с наркотиками в России не дает ощутимых результатов

Политика российских властей в области борьбы с наркотиками, которые признаны одной из угроз национальной безопасности, вновь серьезно пересматривается, сообщает «Время новостей».

В марте 2008 года на очередной коллегии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) было объявлено о том, что число лиц, употребляющих наркотики, за последние четыре года в стране снизилось на 800 тыс. человек. Однако вскоре после смены в мае этого года руководства ФСКН - его главой вместо Виктора Черкесова был назначен Виктор Иванов, до этого занимавший пост помощника президента, - позиция ведомства изменилась, и было констатировано, что «коренного перелома» в борьбе с наркотиками не произошло.

Согласно статистике, все последние годы в стране продолжался неуклонный рост практически по всем показателям, так или иначе связанным с наркопреступностью и ее социальными последствиями. Ведением связанной с наркотиками статистики занимается Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД РФ, который формирует статистику вообще по всей преступности в стране. Данные ГИАЦ регулярно выкладываются на официальном сайте МВД. Однако долгое время ФСКН в своих официальных отчетах и заявлениях данные ГИАЦ не использовали, предпочитая оперировать собственными цифрами.

По итогам 2006 года ФСКН объявил об изъятии почти 100 тонн наркотиков. До этого ежегодно в стране изымалось из незаконного оборота порядка 30 - 35 тонн наркотиков. Однако специалисты, и не только российские, сразу же озаботились вопросом, чем вызван такой рост, ведь он мог означать не только то, что спецслужбы стали в несколько раз лучше работать, но и то, что в стране стало намного больше наркотиков. В итоге выяснилось, что представители ФСКН включили в свою статистику по изъятию наркотиков дополнительно и несколько десятков тонн ацетона и толуола, которые наркотиками вовсе не являются.


Специалисты отмечают, что наркотики, наркомания и наркобизнес как социальные и криминальные явления вообще очень сложны в плане точных оценок, по своей природе они глубоко латентны. Что касается ситуации в России, то практически все основные показатели, характеризующие распространение наркотиков и их влияние на население, в последние годы продолжали расти. Согласно данным ГИАЦ, за последние пять лет - с 2003 по 2007 год - количество выявляемых правоохранительными органами наркопреступлений всех видов (хранение, производство, сбыт, контрабанда наркотиков и т.д.) выросло с 181,7 тыс. до 231,2 тыс. По итогам этого года тенденция, вероятнее всего, сохранится - за первое полугодие 2008 года было выявлено уже более 122 тыс. наркопреступлений.


Судя по статистике, основной вклад в борьбу с наркопреступностью, как и прежде, вносит милиция. Подразделениями МВД в 2007 году было раскрыто почти 56% от всех выявленных в стране наркопреступлений. Однако эксперты МВД полагают, что на самом деле активизация спецслужб - это не успех, а их вынужденная реакция на продолжающееся наступление наркобизнеса на страну. Одним из главных факторов, по их мнению, является непрекращающийся рост производства в Афганистане опия и героина, значительная часть которого попадает на российский черный рынок, а также следует через страну транзитом в другие регионы мира.

Анализ структуры наркорынка говорит как раз о его росте. Достаточно медленный рост общего количества изымаемых наркотиков, а теперь и его возможный спад объясняется тем, что все более популярными становятся наиболее концентрированные и опасные наркотики, а доля «традиционных» для прежнего времени и «кустарных» наркотиков, которые ранее давали основную «массу», все уменьшается.


Очевидным свидетельством продолжающегося распространения наркотиков являются медицинские показатели. По данным Минздрава, с 2003 по 2007 год число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков (официально зарегистрированных) возросло с 466 тыс. до 512 тыс. человек. А число больных наркоманией, кому этот диагноз поставлен официально, увеличилось с 343 тыс. до 356 тыс.

При этом по статистическим данным 2007 года смертность от употребления наркотиков несколько снизилась. Однако, как полагают специалисты, эти показатели очень условны. Большая часть смертей наркоманов официально обычно не связывается с наркотиками, поскольку большинство их потребителей умирает от «сопутствующих» болезней и факторов - гепатита, СПИДа, несчастных случаев, остановки сердца.

Крайне тревожной тенденцией стало дальнейшее "омоложение" наркомании. Если в конце 90-х годов среднестатистический возраст, когда наркоманы впервые пробуют наркотики, составлял 17 лет, то сейчас всего 14. Весьма характерны и основные причины, по которым, согласно опросам, молодые люди начинают употреблять наркотики, - любопытство, влияние друзей, товарищеская солидарность, мягкость характера. Среди сопутствующих факторов, способствующих распространению наркотиков среди молодежи, по данным социологов, лидируют незанятость подростков (попросту незнание, чем себя занять), проблемы в школе и семье и отсутствие внимания со стороны родителей.

Специалисты отмечают, что перелом в противостоянии государства с распространением наркотиков невозможен без согласованных действий всех причастных к проблеме госведомств - правоохранительных, медицинских и социальных. Была разработана и начала реализовываться федеральная целевая программа по противодействию распространению наркотиков, год назад по подобию Национального антитеррористического комитета был создан Государственный антинаркотический комитет (ГАК).

Принципы взаимодействия в борьбе с наркотиками всех ведомств были определены при создании ГАК. Предполагалось, что решения этой структуры должны будут уже обязательны для исполнения всеми прочими. Проводить заседания ГАК, в которых должны принимать участие руководители всех причастных к проблеме наркотиков ведомств - ФСКН, МВД, ФСБ, таможни, Минздавсоцразвития, Минобразования и т.д. (всего более 25), - изначально планировалось не реже чем раз в два месяца. Однако за прошедший год ГАК собирался лишь трижды, и каких-то принципиальных решений принято не было.

Не было заключено и Соглашение о совместных действиях по раскрытию преступлений, связанных с распространением наркотиков, между ФСКН и МВД. Такие двусторонние (иногда многосторонние) соглашения заключаются между правоохранительными ведомствами по разной проблематике для исполнения тех или иных решений. Между тем отсутствие такого сотрудничества между ФСКН и МВД практически свело на нет все попытки проведения государством единой политики хотя бы в области борьбы с наркобизнесом. На практике получилось, что политическое руководство по борьбе с наркотиками осуществляет вроде как одно ведомство, а как минимум половину реальной повседневной работы по борьбе с наркопреступностью выполняет другое, причем его работа в этом направлении практически никак не скоординирована и не спланирована. Для милиции в нынешней ситуации борьба с наркотиками «не профильное» направление.


Эксперты отмечают, что разделять полномочия между ФСКН и МВД нецелесообразно. Большинством наркоманов и наркоторговцев причастны к общеуголовным преступлениям.

В сентябре директор ФСКН Виктор Иванов выступил за ужесточение в России наказания за контрабанду наркотиков. Представители ФСКН предлагают выделить контрабанду наркотиков в отдельное преступление, рассматривая ее не как экономическое преступление, а как преступление, которое наносит ущерб жизни и здоровью граждан.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.