28 марта 2024, четверг, 15:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 июня 2008, 12:09

О фильмах ММКФ. Братья Тернеры. «В руках богов» In the hands of the Gods, 2007

Анонс к фильму из официального каталога фестиваля неточен: «История пятерых британских футболистов-любителей и их путешествия из родной Англии в далекую Аргентину в надежде встретиться со своим кумиром Диего Марадоной <...> Герои фильма поймут: то, о чем они всегда мечтали, ждет их вовсе не в далекой Аргентине, а скрывается внутри них самих».

Во-первых, не футболистов, а фристайлеров. Во-вторых, буддистский смысл в финал очевидно вчитан. Кино не об этом.

В приветственной речи братья лизнули Павлюченко и Аршавина, чем вызвали неимоверный аплодисмент. О героях фильмах сказали, что к британским подросткам на родине относятся настороженно, потому что они любят наркотики и оружие, а эти – в фильме – наоборот, позитивные.

Все карты были раскрыты после показа. Это фильм, снятый на спор. На одном из шоу режиссеры познакомились с фанатствующими тинейджерами, которые хотели повидать Диего Марадону и убеждали, что «отобьют» билеты в Аргентину, показывая фристайл на улице. Братья поставили условие: если вы заработаете за день больше, чем на «Макдональдс», мы снимем про вас кино. Подростки заработали на ресторан и на 106 минут славы. Режиссеры сразу поняли, что актеры из героев – никакие (их слова), поэтому особых заданий им не давали, положив себе за правило не вмешиваться и не помогать в «выживании» (Тернер-младший вроде бы пытался, но старший ему запретил. Не исключаю, что это такой несмешной гэг для фестивальной публики). Подростки вскоре стали ненавидеть наблюдателей с камерами...

Экспериментальным это кино не назовешь, так как неожиданных результатов не предвиделось: получилось видео о том, как подростки зарабатывают на улицах фристайлом, в стилистике реалити-шоу, бюджетом в 700$ тыс. Черновой материал был 150 часов хронометража (= ужаса для монтажера), на вырезание кусков ушло 5 месяцев.

Как тинпик «В руках богов» вызывает навязчивое ощущение недовеса – сначала показалось, что секса (Ларри Кларк приучил к подростковому пореву в тинпиках, а в «Руках богов» с единственной девушкой, пригодной на эту роль, отношения героя быстро портятся), потом выяснилось, что – содержания. Toe delay, around the world, unusual sides и проч. – это сюжет для рекламного ролика спонсора футбольного матча или видеотреннинга по соксу. Для полуторачасового фильма это максимум антураж. Фанатское паломничество к Марадоне должно скрашивать что-то еще, но сюжет конструируется исключительно из тем, подкидываемых самими подростками: их жизнь (ничем особо не примечательная: один хотя бы с криминальным прошлым, а остальным рассказать о себе, почитай, нечего) и мутные, замешанные на грошовой философии (типа «жизнь – это преодоление трудностей») рассуждения о ней. Многочисленные повторы (Аргентина, Марадона, деньги) способны задолбать даже катастрофически невнимательного зрителя, но большей нарративности требовать от детей... Вы что – изверги?

Название фильма, помимо аллюзии на фразу Марадоны о мяче в ворота Англии, забитом «рукой Бога», – содержит попытку придать смысл конфессиональной теме, намученной теми же подростками. Однако если знать, что единственный «художественный» ход в этой документалке – досочиненный happy end (как сообщается в финале, на самом деле они не встретились с Марадонной в конце путешествия), название из мнимо глубокомысленного становится ироническим: под "богами" сценаристы (братья Тернер) подразумевают себя.

Дополнительные смыслы из этих путевых очерков извлечь, конечно, можно, но рассуждать о психологических перипетиях – все равно, что подвергать анализу вчерашний выпуск «Дома-2». Усилия для реализации детской мечты (получить автограф кумира на футболке), балансировка между приступами эгоизма и взаимоподдержкой «hermanacion имени Марадоны» (понятно, не все эту проверку деньгами выдержат, индивидуализм пересилит и начнется дележка с отчуждением средств из общей кассы), и т.д. На это можно вывалить весь терминологический аппарат подростковой психологии, однако слишком много чести будет для туповатых оболтусов, которые дрючат мяч на улицах.

Михаил Осокин

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.