28 марта 2024, четверг, 12:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 мая 2008, 18:17

Александр Кынев: пересчет голосов на выборах в Архангельске говорит о слабости позиции властей региона

Выборы мэра Архангельска  закончились неожиданностью: по предварительным данным, с перевесом в 70 голосов побеждает неизвестный предприниматель Лариса Базанова, поддержанная экс-мэром Александром Донским. Протеже губернатора области, и.о. мэра Виктор Павленко уже провозгласил себя победителем и добился пересчета голосов, которое началось сегодня в 14.00.

Внезапное активное голосовании в за кандидата, не имеющего публичной истории, фактически, за кандидата «из неоткуда» связано с комплексом причин, в первую очередь, с особенностями региона, где всегда очень сильно было протестное голосование, рассказал «Полит.ру» руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. «Это особенности политической культуры российского севера, где всегда были крепки традиции и местного самоуправления, и определенной независимости, и можно вспомнить тот факт, что на севере Новгородской области существовали погосты, губы - в Псковской области, являющиеся самоуправляющимися общинами. Там не было крепостного права в традиционном понимании страны. Это была территория, которая активно использовалась для ссылки политически неблагонадежных граждан, даже в советские годы, и это тоже сыграло свою роль, так как многие сосланные потом оседали там, создавали семьи». «Вообще европейский север России –  достаточно свободолюбивая территория в целом конкурентной политической среды, и там сложно навязывать жесткие административные средства управления, сама система массовой психологии немного другая. – объяснил политолог. - Именно поэтому в таких регионах, чем больше давление, тем больше имеет обратный эффект. А если в регионе существуют и объективные социально-экономические проблемы, это еще и дополнительно усиливает феномен ярко выраженного регионального самосознания и независимого голосования».

Рассказывая о социально-экономических проблемах региона, Александр Кынев отметил, что Архангельская область – достаточно неблагополучный регион, особенно на фоне своих соседей  - Ненецкого округа, республики Коми, где есть и нефтегазовые доходы, где активно развивается и иная индустрия, например, добыча бокситов (Коми).

Основа экономики Архангельской области– лесная промышленность, «сфера, которая существенных доходов жителям периферии не приносит. Население интенсивно стареет, ЖКХ находится с чудовищном состоянии. Есть определенные островки условного благополучия, связанные с военно-промышленным комплексом. Это, в первую очередь, Северодвинск, город Мирный, где находится космодром Плисецк, но в них живет крайне незначительная часть населения региона, да и там тоже существенные социально-экономические проблемы», - отметил политолог.

«Причины недовольства в регионе объективны, - считает Александр Кынев. - И поэтому в непубличное пространство в качестве возможности к объединению Архангельского и Ненецкого округа называлось стремление к уравниванию социально-экономического положения между маленьким, но богатым округом, и большой, но бедной областью. Теоретически у Архангельской области есть природные ресурсы, те же алмазы, но чтобы это все начало приносить значительный доход, необходимо вложить большие деньги в разработку и развитие. При потенциальных богатых ресурсов региона, социально-экономическое положение довольно низкое. Свой отпечаток накладывает и то, что региону, мягко говоря, не очень везло с руководством».

«Выборы в Архангельской области в последние годы – живое доказательство того, что регион ходит голосовать, в первую очередь, протестно.  В истории региона уже было несколько примеров: например, выборы губернатора 2004, когда федеральный центр пытался протащить на очередной срок третьего губернатора Анатолия Ефремова, а его главным оппонентом был депутат Госдумы Владимир Крупчак, который отказался от борьбы, поддержав Ефремова, но и это не помогло, избиратели все равно не проголосовали за административного кандидата. А предпочли проголосовать за мало кому известного на тот момент Николая Киселева, гендиректора ООО «Молоко».

Сюда же можно отнести и избрание депутатами мэром ныне печально известного Александра Донского. Можно вспомнить и выборы в заксобрание 2004 года, на которых победило большое количество независимых кандидатов и представителей оппозиционных партий».

«Ситуация на этих выборах мне чем-то напомнила ситуацию на выборах 2004 года, - поделился политолог. - Оставалось фактически договориться с двумя основными оппонентами Павленко, в частности, речь о Сергее Моисееве и Эрнесте Белокоровине (депутате городского совета) – именно эти два кандидата кампании считались наиболее вероятными победителями.

Но оба эти кандидаты до конца кампании не дошли: один был приглашен на работу в областную администрацию, другой - в городскую. Но даже в условиях того, что фавориты кампании выбыли, на практике это не сильно помогло и.о. мэра Павленко, в этих условиях люди предпочли поддержать мало кому известную Базанову, чем пойти на поводу у некого сценария региональной администрации по победе Павленко. Губернатор практически открыто поддерживал Павленко. Это отражалось и на официальной пропаганде, и на позиции других органов власти региона.

И эффектом этого стала, с одной стороны, крайне низкая явка, когда люди проголосовали ногами и не пошли на выборы, лишенные реальной конкуренции. Обычно низкая явка работает в регионе на административных кандидатов. Потому что при низкой явке голосуют наиболее административно зависимые граждане. Но и это не помогло».

Попытка изменить результат путем пересчета говорит о слабости позиции властей региона и действующей городской администрации, считает эксперт. «Даже если допустить, что пересчет закончится тем, что мэром будет объявлена не Базанова, а Павленко, вряд ли это вызовет общественное доверие, и это будет чисто формальная победа. Все будут прекрасно понимать, что добыта эта победа не очень корректным способом. Ведь смешно говорить о нарушениях со стороны оппозиции – ведь известно, что при нынешнем избирательном законодательстве, при том, что нынешние избирательные комиссии у нас формируются органами власти, именно кандидаты административные, кандидаты самой власти, имеют максимальные возможности влиять на результаты, и главным потенциалом для организации нарушений обладает, в первую очередь, власть. Поэтому говорить, что оппозиции что-то могла неправильное сделать и повлиять на результаты подсчета, просто смешно. Стремление протащить своего кандидата любой ценой приведет еще к большему отторжению властей и жителей региона, чем оно было. Наиболее разумным, с точки зрения достижения компромисса, было бы признать победу кандидата, которого выбрали граждане, и попытаться найти с ним», - посоветовал Александр Кынев.

Администрация региона, по всей видимости, все-таки пыталась обеспечить Павленко «правильный» результат: «Даже судя по тем данным, которые мы можем получить из информационных агентств, становится очевидно, что господин Павленко тянул до последнего: результаты с тех участков, которые в результате принесли победу госпоже Базановой, не публиковались до последнего момента, по неизвестным причинам», - заметил Кынев.

«Возникали вопросы и по очень низкой явке. Было понятно, что при нормальной явке избрать господина Павленко нельзя, и возникало ощущение, что некоторые силы сознательно срывали явку, которая могла бы привести к тому, что даже достаточно небольшое количество административно зависимых граждан могло бы обеспечить победу»,-  отметил политолог.

По мнению эксперта, на протестное голосование сказывается как политика региона, степень конкурентности региональной экономики: «Чем больше независимых игроков, тем выше конкуренция, тем сложнее продавливать определенных кандидатов. И, конечно, сказывается власть: даже в проблемном регионе, если руководство демонстирует стремление к консолидации интересов, то при таком сценарии гораздо больше шансов, что есть устраивающий всех кандидат, и не возникает проблемы противостояния. Поэтому надо учитывать и объективную составляющую – социально-экономическую и культурную – и субъективную, связанную с руководством конкретного региона».

«В целом, если оценивать то, что мы имеем сегодня, сильные конфликты мы наблюдаем в тех регионах, где мы наблюдаем проблемы взаимоотношений региональных властей с региональной элитой: Амурская область, Иркутск, где осенью выборы  в заксобрание, а в регионе много проблем. Алтайский край, где было достаточно сильное было протестное голосование на выборах весенних, в частности, на выборах мэра Барнаула, и где тоже сложные отношения региональных элит с администрацией области.

Да и Архангельск -  частный случай регионов Северо-Запада России, для которого характерны проблемы с похожим составом региональных элит и независимостью поведения местного населения. Карелия, где затяжной конфликт городского совета Петрозаводска и властей региона,  в меньшей степени, но похожие проблемы-  для Мурманской области, для Ненецкого округа, даже для Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В этом смысле Северо-Запад более политически конкурентен, чем Средняя Россия. Более политически конкурентной зоной является и Дальний Восток», - считает политолог.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.