По факту гибели Юрия Щекочихина возбуждено уголовное дело
По факту гибели заместителя главного редактора «Новой газеты» и депутата Госдумы Юрия Щекочихина было возбуждено уголовное дело. Эту информацию «Новой газете» подтвердил официальный представитель Следственного комитета при Прокуратуре РФ Владимир Маркин.
«Сегодня Следственным комитетом при Прокуратуре РФ в целях всестороннего и полного объективного исследования всех обстоятельств смерти депутата Государственной Думы Юрия Щекочихина по указанию Александра Бастрыкина, председателя Следственного комитета, вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ (убийство)», – сообщил Маркин.
Он добавил, что расследование данного дела поручено главному следственному управлению Следственного комитета.
До этого следственные органы трижды затевали проверку по факту гибели журналиста и трижды отказывались возбуждать уголовное дело: приходили к выводу, что он умер от болезни. После очередного отказа председатель Следственного комитета при Генпрокуратуре Александр Бастрыкин отменил это решение и направил материалы о гибели Щекочихина на новую, четвертую проверку.
Юрий Щекочихин почувствовал недомогание 16 июня 2003 года, а 21 июня после командировки в Рязань в тяжелейшем состоянии был доставлен в Центральную клиническую больницу в Москве, где умер. За две недели он превратился в глубокого старика, волосы выпадали клоками, с тела сошла кожа, практически вся, один за другим отказывали внутренние органы. Предварительный диагноз говорил об отравлении, официальная версия указывала на редкий аллергический синдром Лайелла. Однако поскольку незадолго до смерти журналист, интересовавшийся громкими уголовными делами, получал анонимные угрозы, многие, в первую очередь коллеги журналиста, заговорили об отравлении.
Несмотря на это, в 2003 и 2006 году Кунцевская межрайонная прокуратура дважды отказала в возбуждении уголовного дела «за отсутствием события преступления». Решение прекратить проверку по факту гибели журналиста принял Юрий Бирюков – тогдашний первый зам генпрокурора Владимира Устинова. Интересно, что Бирюков не раз становился объектом критики в публикациях Щекочихина, связанных с делом о контрабанде мебели в магазине «Три кита». Напомним, что Генпрокуратура при Устинове всячески тормозила расследование, а Бирюков в 2001–2002 годах был инициатором уголовного преследования тех, кто намеревался посадить за контрабанду хозяина торгового центра Сергея Зуева.
Очевидно, не способствовало безопасности журналиста то, что он добивался возобновления дела «Трех китов» в период прекращения дела в Генпрокуратуре. По утверждению «Новой газеты», Щекочихин выяснил, что дело связано с отмыванием миллионов долларов через Bank of New York и может затрагивать торговлю оружием. К делу также оказались причастными бывшие и действующие высокопоставленные сотрудники российских спецслужб и лица из президентской администрации.
