29 марта 2024, пятница, 15:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 марта 2008, 16:45

Что случилось с любовью к учебе? – бакалавров британских университетов интересует только будущее трудоустройство

Преподаватели и  администрация британских университетов сетуют на то, что всё, что теперь интересует студентов – это перспектива будущего трудоустройства. 4 марта 2008 г. газета «Гардиан» опубликовала статью Джессики Шеферд, в которой обсуждается вопрос о том, почему студенты британских вузов теряют интерес к учебе.

«Я искренне думаю, что я мало, что приобрел для себя. Слишком много теории и слишком мало практики. Я изучаю устаревшие технологии», – говорит Джон, нелицеприятно отзываясь о своей учебе в бакалавриате по сетевым компьютерным технологиям. Он говорит, что основной причиной поступления на этот курс стало стремление получить хорошую работу.

Том, студент 22 лет, напротив, не думал о будущей работе, когда решил получить степень бакалавра по 3D дизайну и материаловедению в Бристольском университете. «Это – самый лучший курс. Я думаю о нем всё время. Я пришел в университет не для того, чтобы получить кусок бумаги, который бы удостоверял, что я получил степень, а потому что считаю, что выбранный предмет, это то, чем я, на самом деле, хочу заниматься».

Какой же студент теперь более типичен для британских бакалавриатов – тот, кто выбирает курс из любви к предмету или же тот, кто думает о перспективах трудоустройства? Скорее второе, отмечают проректоры и преподаватели британских вузов в своих интервью газете «Гардиан». Они говорят, что бакалавров наших дней не обязательно отличает любовь к своему предмету, как это было десять или больше лет назад.

Профессор Патрисиа Броадфут, ректор Университета Глустершир (Gloucestershire University), и профессор Майкл Торн, ректор Университета Англиа Раскин (Anglia Ruskin University), оговариваются, что эти утверждения основаны лишь на их общении со студентами, а не на каких-то специальных исследованиях.

Они называют три причины, почему приоритеты студентов так изменились:

 – студенты приняли на вооружение правительственный месседж, что степень бакалавра или магистра является их пропуском на рынок труда;

–  культивации интереса к учебным предметам мешает бесконечная концентрация на подготовке к экзаменам и написании курсовых работ;

–  высокая плата за обучение заставляет часть студентов думать лишь о том, как потом вернуть деньги за образовательный кредит.

Разумеется, многие студенты испытывают искренний интерес к своим предметам. «Многие готовят свои PhD диссертации и это является доказательством их реальной любви к предметам,  – говорит Торн. – Но большинство студентов сейчас хотят работать лишь в рамках учебных курсов и не готовы выйти за их пределы».

«Студенты приходят в университет, фокусируясь на будущей работе – это самая важная для них вещь. Мы часто слышим фразу, что “если этого не будет на экзамене или в курсовой, то я не буду этого делать”. Вы больше не можете ожидать, что студент прочтет что-то по предмету просто из любви к нему». Он признает, что частично это объясняется тем, что все больше студентов подрабатывают и у них остается меньше времени на учебу.

Торн соглашается с тем, что вряд ли кто-то будет оспаривать взаимосвязь между образованием и экономикой. По его мнению, в 1980-е гг. между предложением от университетов и потребностями рынка труда было слишком мало связи. Но сейчас «маятник качнулся в другую сторону слишком далеко». Торн, изучавший чистую математику в Университета Лондона и получивший там степень бакалавра, вспоминает, что когда он был студентом, его отличала всепоглощающая страсть к предмету. «Моя жизнь проходила между библиотечных полок. Я думал о том, как может существовать бесконечность бесконечностей. …Это было нетипично».

«Мы утратили главный смысл учебы, – соглашается с ним Броадфут, ранее занимавшаяся исследованиями в области образования. – Нам нужно, чтобы все любили учиться, потому что мы хотим, чтобы люди продолжали свое образование. Вместо этого студенты получают довольно инструменталистский и малоприятный жизненный опыт. Все они экстремально сфокусированы на экзаменах и на получении хороших отметок».

Её слова основываются на опросе 250 преподавателей и тьюторов из приемных комиссий в 16 университетах в 2006 г., выразивших обеспокоенность тем, как выпускники колледжей относятся к своей учебе. Авторы ежегодного доклада «Nuffield Review», готовящемся на факультете образования Оксфордского университета, отмечают: «Происходит коммодификация знания (превращения знания в товар), словно, они хотят двигаться дальше, получив наклейку на своей “коробке”».

Национальный союз студентов (The National Union of Students, сокращенно NUS) согласен с выводами проректоров – правительство Великобритании своим приоритетом называет «экономику знания», а не «обучающееся общество». Они считают, что правительству необходимо всемерно стимулировать индивидуальные и социальные выгоды от обучения людей, в той же степени, что и экономические.

«То, что студентам приходится платить всё больше денег за учебу, и что экзамены играют такое важное значение при поступлении, ставит чистую страсть к учебе под большой риск», – говорит Уэс Стритинг (Wes Streeting), вице-президент NUS по вопросам образования.

А что думают те, кто обучает бакалавров? Старший преподаватель по молекулярной биологии университета на северо-западе Англии, просивший не называть его имени, разделяет точку зрения проректоров: все меньше студентов любят свои предметы по сравнению со студентами 1990-х гг.

«Студенты все больше сосредоточены на том, какую зарплату они могут ожидать по окончанию вуза, – говорит он. – Несколько студентов спросили меня: “Сколько я буду зарабатывать, если пойду работать в ту или иную отрасль?” Хотя я еще вижу много студентов, которые искренне интересуются наукой, особенно в год выпуска».

Студенты в университетах Шотландии не вносят плату за обучение авансом. Считают ли преподаватели, что студенты с меньшим энтузиазмом относятся к учебе, чем их предшественники? Старший преподаватель молекулярной биологии в университете Шотландии говорит, что это на самом деле так.

«И это не связано со стоимостью обучения или беспокойством студентов за  то, как они  будут выплачивать долги за обучение, – считает он. – Все это потому, что всё больше ребят поступают в вузы и поэтому среди них больше тех, кто с меньшим энтузиазмом относится к своей учебе. Многие понимают, что им нужно получить высшее образование и идут в вуз, следуя пути наименьшего сопротивления». Он также объясняет происходящее не столь информированным выбором будущей специальности.

Имеют ли студенты тенденцию с большим интересом относиться к одним предметам, а с меньшим к другим? Ректор Торн говорит, что физико-математические и технические специальности вызывают меньшую любовь к учебе, а гуманитарные курсы и курсы дизайна – большую. Он объясняет это образовательной политикой правительства, задающего более строгие рамки для преподавания физико-математических и технических дисциплин. В свою очередь, ректор Броадфут говорит, что те предметы, которым студенты уделяют больше времени с преподавателями, пробуждают большую «любовь». Это потому, что студенты начинают чувствовать себя частью факультета.

Николас Лиис, старший преподаватель керамики в Университете Бат Спа (Bath Spa) отмечает, что студенты с большим интересом относятся к своему предмету, чем восемь лет назад, когда он только начинал преподавать. Но этот вывод, возможно, относится только к тем школам и курсам, где преподают керамику, студенты которых уже отстояли свое желание изучать именно этот предмет.

А зависит ли степень интереса к учебе от университета, где они учатся? Торн и Броадфут говорят, что нет. «Куда бы вы ни пришли, там - та же история. Однако те университеты, где  на самом деле думают об эффективности учебы, имеют более заинтересованных студентов», – добавляет Броадфут.

Подведем итоги: студенты бакалавриатов британских университетов с меньшим интересом относятся к своей учебе, чем те, кто учился в 1990-е г. Но опять же, это может быть лишь мифом о золотом веке. Не говорили ли те, кто получал образование в 1960-е годы, тоже же самое о детях эпохи Тэтчер – студентах  80-х и 90-х гг.?

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.