Дмитрий Дьяконов: большое открытие произошло там, где его совершенно не ждали
Известный российский физик, доктор физ.-мат. наук, зам. директора Отделения теоретической физики Петербургского института ядерной физики РАН, зав. сектором теоретической физики высоких энергий, премия им. А.Гумбольдта (Германия), Дмитрий Дьяконов ответил на научную часть Новогоднего опроса "Полит.ру".
Известный российский физик, доктор физ.-мат. наук, зам. директора Отделения теоретической физики Петербургского института ядерной физики РАН, зав. сектором теоретической физики высоких энергий, премия им. А.Гумбольдта (Германия), Дмитрий Дьяконов ответил на научную часть Новогоднего опроса "Полит.ру":
1. Какое научное событие/открытие в физике в 2007 г. Вам наиболее запомнилось, показалось наиболее интересным?
10 лет назад молодой физик-теоретик из Аргентины, но работающий в США, Хуан Малдацена (Juan Martín Maldacena), высказал совершенно неожиданную, но очень красивую гипотезу. Она сводилась к тому, что вычисления в квантовой теории поля некоторого класса можно делать точно, без приближений.
Квантовая теория поля – это наука о быстро меняющихся в каждой точке пространства полях материи. Квантовая теория поля лежит в основе всего, что мы видим вокруг – от атомных ядер до электронных устройств, уже существующих и ещё не созданных. Если бы всё это поддавалось точному количественному описанию, успех был колоссальным. Поэтому физики всего мира с энтузиазмом принялись проверять гипотезу Малдацены разными способами, но она оставалась красивой гипотезой.
В 2007 году произошёл значительный прогресс в доказательстве того, что Малдацена был всё-таки прав. Это случилось благодаря работе двух групп ученых: известного физика, членкора РАН, Льва Липатова с сотрудниками из Петербургского института ядерной физики РАН и, независимо от них, 26-летнего аспиранта того же института, Николая Громова, работающего в настоящий момент вместе с нашим соотечественником Владимиром Казаковым, профессором в парижской Эколь Нормаль. Эти две группы подошли к проблеме с разных концов и «встретились» где-то посередине.
Примечательно, что в этой интеллектуальной гонке тон задают и другие учёные, наши соотечественники, ныне рассеянные по свету: Александр Поляков, вышедший из Института теоретической физики им. Ландау, Аркадий Цейтлин из Физического института им. Лебедева, Константин Зарембо из Института теоретической и экспериментальной физики и многие другие.
Благодаря работе этих людей «гипотеза Малдацены» стала реальностью. Следующий шаг – расширить класс тех квантовых теорий, где можно делать точные вычисления, приблизиться к количественному описанию реального мира.
Интересно в этом примере, что большое открытие произошло там, где его совершенно не ждали. Это характерно: большое открытие – это всегда то, чего ты не ожидаешь, иначе это не будет открытием.
2. Чего Вы ждете от 2008 г.?
Инициативная группа российских учёных работает сейчас над большим и серьёзным проектом - создают "Корпус экспертов". Это будет пул или сообщество российских учёных мирового уровня, активно работающих сегодня и пользующихся авторитетом среди коллег. Корпус отбирается путём тщательного многократного опроса более тысячи активных учёных разных специальностей. Я надеюсь, что в 2008 г. этот Корпус будет создан, и он окажет очень положительное влияние на научную атмосферу в стране.
3. Какую книгу Вы бы посоветовали нашим читателям прочитать в новогодние каникулы?
Я только что перечёл пьесу «Святая Иоанна» Бернарда Шоу. Поразительно, как такой едкий и ироничный человек написал такую трогательную и серьёзную, трагичную и светлую пьесу. По тому, как у нас всё более значительную роль играют героические женщины, актуальность "Святой Иоанны", пьесы о Жанне д'Арк, как говорится, трудно переоценить. Во всяком случае, я рекомендую прочесть эту замечательную пьесу всем, кто пропустил её в своём образовании, или подзабыл.
См. также:
- Галина Цирлина: «высокоидейные» Нобелевские премии по химии случаются не часто
- Михаил Фейгельман: я не привык чего-то ждать: "не верь, не бойся, не проси"
- Ревекка Фрумкина: хочется, чтобы Отдел рукописей “Ленинки” обрел постоянное место
- Владимир Шляпентох: читайте "День опричника”
- Владимир Ядов: 2008 год станет "годом социологии"
- Теодор Шанин: книга Джеймса Скотта - как раз та книга, которую во время праздников можно не спеша почитать
