29 марта 2024, пятница, 10:35
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 октября 2007, 13:28

«Норд-Ост»: трагедии на Дубровке минуло пять лет

Сегодня исполняется пять лет с момента захвата террористами заложников в театральном центре на Дубровке. Из 912 заложников 130 погибли при штурме здания и в больницах. Расследование по делу до сих пор продолжается, однако, по мнению пострадавшей стороны, за все эти годы оно не дало значимых результатов.

До конца 2007 года Европейский суд по правам человека может вынести решения по жалобам пострадавших при захвате театрального центра и их родственников. 58 исков, принятые к рассмотрению в Страсбурге, объединены в одно дело, которое называется «Чернецова и другие против Российской Федерации» по имени Зои Чернецовой, истицы, сын которой погиб на «Норд-Осте». Жалобы были направлены в Евросуд ещё в 2003 году. Из 63 исков 58 судьи признали приемлемыми, и весной 2007 года началось производство по делу. В рамках него будет рассмотрен вопрос о неэффективности российского следствия по дела о теракте и об отсутствии справедливого судебного разбирательства. По мнению адвоката пострадавших Игоря Трунова, за четыре года российские следователи по делу не достигли никаких результатов. Не нашли ни организаторов, ни преступников, следствие «не разобралось с фактами мародерства и не оценило действия должностных лиц; и не разобрались с главным – с тем, что люди в театральном центре на Дубровке погибли не по вине террористов». Кроме того, родные погибших заявили, что им выплатили мизерные суммы компенсации материального ущерба, и не был возмещен моральный ущерб.

На днях в Европейский суд от имени Российской Федерации был направлен меморандум, отражающий позицию ответчика по этому делу. По мнению Трунова, в меморандуме не было ни одного ответа на вопросы пострадавших. Официальная позиция РФ заключается в том, что действия по спасению заложников были грамотными и оправданными, и при этом не было допущено никаких нарушений. Многочисленные несоответствия нашла защита в данных о пострадавших в результате контртеррористической операции (КТО): официально заявлено, что из 656 пострадавших, доставленных в больницы, умерло 6. Однако, согласно показаниям главных врачей больниц, из этих 656 человек позднее скончался 71. Неофициальные источники также заявляют, что 54% погибших заложников вообще не получили медицинской помощи, – в то время как официальные круги утверждали, что «было сделано все для спасения людей». В тексте меморандума была завышена мощность используемых террористами зарядов: двум основным зарядам приписана мощность по 50 килограммов в тротиловом эквиваленте, в то время как в материалах дела прописана мощность не более 5,9 килограммов на каждый заряд.

Пострадавшие считают, что штурм театрального центра 26 октября 2002 года был необоснованным и «преступным». По данным организации «Норд-Ост», большая часть заложников погибла по вине властей. Так, угрозы того, что из-за взрыва бомб обвалится крыша театрального центра, и большая часть заложников погибнет, возможно, и не существовало. В ходе расследования выяснилось, что общий тротиловый эквивалент взрывчатых устройств в центре не превышал 76,6 килограммов, – в ходе трагедии говорили сначала о двух тоннах в тротиловом эквиваленте, потом о 500 килограммах, потом о 120 килограммах. Пострадавшие также пришли к выводу, что штурм был начат не из-за расстрела заложников: по их данным, террористы расстреляли нескольких людей задолго до штурма, и не все являлись заложниками.

Многие из бывших заложников умерли в больницах, потому что медики не смогли или не успели подобрать противоядие к специальному газу, примененному спецназом при штурме здания. Организация «Норд-ост» вменяет это в вину властям: они не только применили опасное химическое вещество (оно используется для усыпления животных с очень большой массой, например, слонов и бегемотов), но и не подготовились к оказанию помощи пострадавшим от яда. «Практика применения подобных веществ показывает: да, можно усыпить небольшую группу людей, но при этом количество спасателей должно быть вдвое больше, чем количество обездвиженных; иначе смерть», – заявил представитель пострадавших Дмитрий Миловидов в интервью газете «Коммерсант».

Иначе оценил происшедшее бывший замглавы МВД, председатель комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев. По его мнению, в октябре 2002 года были приняты все меры для освобождения людей, и штурм начался только когда зашел в тупик переговорный процесс. Адекватная же медицинская помощь не была оказана пострадавшим потому, что тогда ещё не было хорошего законодательства о КТО. После трагедий на Дубровке и в Беслане был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК),  получили значительные полномочия оперативные штабы, руководящие операциями. Но пять лет назад власти не могли на законном основании даже расчистить площадку вокруг театрального центра и эвакуировать стоящие там машины. Отчасти поэтому сразу после освобождения заложников появились трудности с оказанием им медицинской помощи.


Истину в показаниях сторон предстоит найти Европейскому суду по правам человека. В России производство по делу временно приостановлено в связи с отсутствием обвиняемых. Герихану Дудаеву и Хасану Закаеву (однофамильцы известных боевиков) было заочно предъявлено обвинение в пособничестве террористам, они уже объявлены в международный розыск. Защита семей пострадавших назвала решение приостановить дело «нелогичным и закрывающим последние надежды на справедливое расследование».

См. также

 

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.