Альтернативы транзиту углеводородов через Украину, Польшу и Румынию пока нет, считает руководитель центра экономической политики институт Европы РАН Алексей Хайтун.
Существует 3 основные трассы: через Восточную Европу – Украина, Польша, Румыния. В настоящее время ищутся пути обхода, но, по мнению А. Хайтуна, альтернативы существующим путям нет. «В СССР была построена мощная система газопроводов, выбирались оптимальные трассы, к примеру, из Уренгоя в Германию. Сейчас мы имеем 7 газопроводов. 20 лет назад на строительство было потрачено порядка 3 млрд долларов, сегодня потребовалась бы сумма в 3 раза большая», - отметил эксперт, выступая в рамках VII Международного экономического форума в Крынице.
"Основная проблема в том, что трассы пролегают по территории нескольких стран, которые не могут между собой договориться . В результате ищутся пути обхода. Существует два варианта: северобалтийский – через Балтийское море и южный – через Черное море, через Турцию", - напомнил Хайтун.
«С точки зрения экономистов, эти трассы конкуренции не выдерживают», - полагает Хайтун. «Южная проходит через пояс нестабильности – Закавказье, кроме того, она в полтора раза длиннее существующей, и дороже. Северобалтийский трубопровод не очень хорошо строится. На дне Балтийского моря могут быть различные препятствия – минные поля, корабли. В два раза дороже чем по земле и длиннее. В результате мы имеем политическое стремление к диверсифицикации путей подачи нефти и газа в Европу», отметил глава центра экономической политики института Европы.
В ближайшей перспективе, заявил Хайтун, поставки будут все равно осуществляться через Польшу, Украину, Молдавию, через трассы контролируемые суверенными государствами. Поэтому, по словам Хайтуна, необходимо договариваться политически. Проблема также в том, что Западная Европа пытается избежать монополизма, у нас же добывают углеводороды всего несколько крупнейших компаний.
«В Новом Уренгое есть две компании, поставляющие 2/3 российского газа, но они - всего лишь ООО, любое решение им нужно согласовывать с мелким куратором в "Газпроме". Вопрос – каким образом такая система сможет договориться со странами-транзитерами. В этом вопросе нет технологических и экономических трудностей – есть только политика», заметил Алексей Хайтун.
«Важно понимать, что существует не только конфронтация, но и взаимозависимость. На данный момент задача ученых – убедить договориться. А обходные пути – Северобайкальская трасса и трасса через Среднюю Азию, не выдерживают никакой экономической критики» - подытожил Хайтун.
Проходящий в первых числах сентября Экономический форум в Крынице имеет устойчивую репутацию "польского Давоса" и ведущего экономического конгресса на пространстве Центральной и Восточной Европы. Его организатором является варшавский Институт Восточноевропейских исследований, председатель Программного совета форума - Зигмунт Бердыховский. Как и в случае Венского экономического форума, Полит.ру является информационным партнером мероприятия.