18 апреля 2024, четверг, 18:35
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

01 августа 2007, 18:40

Открыт новый тип чёрных дыр – "дыры в оболочках"

Группа японских и американских исследователей под руководством доктора Джека Тюллера (Jack Tueller) из Космического центра Годдарда (Goddard Space Flight Center) обнаружила новый тип активных галактических ядер, сообщает Space.com. Оригинальная статья астрофизиков опубликована в Astrophysical Journal Letters

2 года назад исследователи зафиксировали активные галактические ядра, которые отличаются от прочих галактических ядер крайне слабым, едва уловимым земными телескопами, рентгеновского излучения (обычно такие ядра, имеющие в центре сверхмассивную чёрную дыру, излучают в рентгеновском диапазоне очень интенсивно). Для подтверждения и объяснения открытия Тюллер и его коллеги на протяжении двух лет проводили наблюдения с помощью космических орбитальных обсерваторий Swift и Suzaku.  В ходе тщательных поисков было открыто несколько сотен таких галактических ядер с крайне слабым излучением.  Затем учёные сконцентрировались на детальном исследовании двух таких объектов, находящихся в центрах галактик ESO 005-G004 и ESO 297-G018 (удалённых от Земли на расстояние 80 и 350 миллионов световых лет соответственно).

Исследователи пришли к выводу, что исследованные ими активные галактические ядра излучают так слабо из-за наличия вокруг них достаточно плотного кокона из космического газа и пыли, тогда как у сильно излучающих вместо кокона имеется газо-пылевой диск.  Кокон поглощает почти всё излучение ядра, обладающее колоссальной энергией, соответственно в нём должны происходить крайне активные процессы.

Учёные подчёркивают тот факт, что их исследование проводилось на очень маленькой выборке объектов, однако таких галактических ядер удалось найти немало. Это свидетельствует о том, что в целом такие объекты достаточно распространены во Вселенной. Их количество настолько велико, что, несмотря на поглощение коконами, их вклад в фоновое рентгеновское излучение может достигать 20%.