Адрес: https://polit.ru/news/2007/05/02/mintrans/


02 мая 2007, 12:25

Минтранс выступает против покупки РЖД Новороссийского порта

28 апреля Минтранс выступил против передачи РЖД 20% акций НМТП, в связи с чем подготовка сделки приостановлена, сообщил “Интерфакс”. Нецелесообразно выводить из госконтроля единственный южный морской порт, цитирует агентство чиновника министерства. Росимущество уже направило в РЖД письмо с просьбой “поработать над обоснованием”, рассказал “Ведомостям” чиновник этого ведомства. Это прежде всего необходимо для Минтранса.

“Российские железные дороги” попросили Росимущество передать им в собственность 20% госакций Новороссийского торгового порта в конце 2006 года, напоминают «Ведомости». Монополия объяснила свою инициативу желанием влиять на грузовые тарифы через представителя в совете директоров. Росимущество высказалось в пользу сделки, передав ее на рассмотрение межведомственной группе. Акции НМТП планировалось отдать в качестве оплаты допэмиссии акций РЖД в пользу государства. В феврале 2007 г. монополия получила в оперативное управление 16,5% акций НМТП, принадлежащих частным владельцам. А в апреле президент РЖД Владимир Якунин заявил на конференции “РЖД — морские порты. Новые формы взаимодействия”, что намерен до конца года довести пакет до блокирующего (имея в виду те самые 20%).

Желание РЖД поучаствовать в акционерном капитале портом вполне объяснимо – в таком случае железнодорожная монополия сможет практически контролировать потоки грузов через эти самые порты экспортируемые. И соответственно, поддержать собственный экспорт (например, путем преимущественного допуска собственных грузов) и ослабить позиции независимых перевозчиков. Минтрансу такая позиция не нравится, исходя из разных соображений - позиция ведомства вкратце сводится к извечному «зачем покупать,  можно просто работать. Видятся наблюдателям в этой позиции и недовольство не в меру расширившимися амбициями главы РЖД Владимира Якунина, и солидарность с независимыми перевозчиками – все-таки глава Минтранса был менеджером крупнейшего из них «Северстальтранса». Факт остается фактом – в последнее время РЖД постоянно приходится выслушивать неприятные заявления от чиновников Минтранса в ответ на практически любую свою инициативу – от покупки доли в тех же портах до очередного варианта реформирования самой монополии. Получается практически здоровая конкуренция.