Некоторые массовые акции, прошедшие в Москве в минувшие выходные, не были разогнаны в отличие от оппозиционного «Марша несогласных». Как пишет газета «Новые известия», сегодня участие в проправительственных митингах и шествиях стало профессиональным молодежным бизнесом. Политические движения самого разного толка активно используют для захвата уличного пространства самых настоящих политических рейдеров.
Корреспондент газеты побывал 14 апреля на многотысячном «Марше согласия», организованном «Молодой гвардией Единой России» на Воробьевых горах. После разговора с группой молодых людей, участвующих в мероприятии, выяснилось, что они приехали из Подмосковья и совсем не понимают, с чем же именно они согласны. «Не вижу в этом ничего такого, – заявил двадцатилетний Роман. – Мне позвонил мой приятель и спросил, не нужны ли деньги? Когда я ответил «да», он предложил поучаствовать в этом своеобразном «шоу». С моего факультета здесь человек пятнадцать. Сегодня поздно вечером или завтра со всеми обещали рассчитаться».
Глава Ассоциации молодых политических экспертов Олег Бондаренко говорит, что это весьма распространенная практика. «Так действует и «Молодая гвардия», и другие проправительственные организации: «Россия молодая» и много кто еще. Либо привозят за деньги, либо используют административный ресурс…»
Сегодня во многих столичных вузах действуют так называемые бригадиры, которые за деньги «вербуют» там молодежь. В принципе у каждой партии существует наработанная система контактов людей, к которым следует обращаться для сбора народа на митинги, но есть и компании, которые занимаются этим бизнесом. Их несложно найти в Интернете, они называют себя промоутерскими компаниями. Существуют также небольшие группы студентов, которые за определенную сумму предлагают свои услуги организаторам акции. Обычно организаторы просят привести на митинг от 50 до 200 человек.
«Если это политическая акция, то от 50 до 70% пришедших участвуют в акции за деньги, а остальные все же активисты», – рассказал газете некий Федор, один из тех, кто в качестве профессии выбрал для себя поставку людей на митинги. Другое дело «коммерческие» акции, то есть направленные против каких то корпораций, олигархов или в защиту каких-либо предприятий. Практически все пришедшие, как правило, участвуют в ней за деньги. Здесь ставки выше. «Цена варьируется от 250 руб. до 1500 руб. за человека», – говорит Федор.
Олег Бондаренко считает, что все это происходит потому, что идеология «как заработать больше денег» навязывается государством. «В это абсолютно логично вписывается платное участие в митингах. Понятно, что это вызывает у молодежи только отвращение к политике», – говорит он. «Чтобы вывести на улицу хотя бы даже несколько сот молодых людей за идею, нужно потратить сил гораздо больше, чем выделить деньги на эти же несколько сот человек, – замечает Бондаренко. – Это делается в первую очередь от безыдейности нынешних политических сил, им просто нечего предложить молодежи, кроме денег. В итоге те люди, которые сражаются за идею на баррикадах, воспринимаются как недоумки и придурки, которые ничего в этой жизни не понимают».
Эксперт Аналитического центра Юрия Левады Леонид Седов говорит, что сегодня молодежь в значительной своей части аполитична и даже цинична. Вырисовывается портрет молодого человека, который, прежде всего, ориентирован на карьеру и деньги и у которого нет серьезных моральных тормозов или сильных политических убеждений.