29 марта 2024, пятница, 05:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 апреля 2007, 17:28

Вячеслав Лихачев: «Компромиссный вариант на Украине вряд ли возможен»

Указ Виктора Ющенко о роспуске Верховной рады недостаточно обоснован с точки зрения буквы закона, поэтому очень уязвим юридически, сказал в интервью «Полит.ру» украинский политолог Вячеслав Лихачев.

В первую очередь президент ссылается на конституционные нормы о том, что коалиция создается фракциями. В конституции есть подобная формулировка, но в большинстве своем формулировки украинской конституции очень плохи и не точны, говорит политолог.

На этом сходятся все конституционные юристы. Однако здесь существует опасный для Ющенко прецедент. В прошлом году он придерживался прямо противоположной точки зрения и заявлял о том, что сформированная коалиция из БЮТ, Нашей Украины и отдельных депутатов других фракций, может стать конституционным большинством. Тогда имела место абсолютно такая же парламентская конфигурация, но она предлагалась президентской стороной.

Имеет место и еще один подобный прецедент со стороны «оранжевых». Второй человек в СПУ Иосиф Винский ушел от социалистов после их коалиции с «регионалами», и вступил в оппозиционную фракцию. Все эти аргументы не в пользу президента.

Второй тезис Ющенко тоже выглядит довольно спорно, полагает Лихачев. Положение о том, что, согласно конституции, прошел почти год с момента выборов, и превышен срок на формирование парламентской коалиции, не имеет под собой серьезных оснований.

С юридической точки зрения продолжает существовать старая коалиция, а ее переименование не юридический довод:  вхождение в нее новых депутатов также юридически не меняет ситуацию.

Понимая все это, Верховная рада уже подала запрос по поводу указа президента в Конституционный Суд – и все настаивают на немедленном рассмотрении этого дела, но здесь все тоже не просто, отмечает Лихачев. После «оранжевой революции» КС не мог собраться два года: не было кворума, и процесс формирования постоянно затягивался. На это были причины – парламент боялся, что КС сможет отменить внесение ряда поправок в конституцию в декабре 2004 года.

Из-за этого КС приступил к работе недавно и еще не вынес ни одного решения. На сегодняшний день он завален исками – о конституционной реформе, о соответствии законов – но пока не выносит решений, что делает его нерабочим органом. Сами члены КС  тянули бы рассмотрение этого дела максимально долго до истечения актуальности, но, по всей видимости, им теперь не дадут это сделать. По мнению Лихачева, сейчас повторяется ситуация 2004 года, когда все решает суд (единственное отличие, тогда все решал Верховный суд). По сигналам из самого Конституционного суда, на сегодняшний день больше голосов у сторонников правительственной коалиции, да и с точки зрения правовой логики закон Ющенко недостаточно обоснован.

Все это указывает на то, что, если у КС не будет возможности отвертеться, то он признает незаконным указ о роспуске Рады. Однако, по словам Лихачева, и здесь есть серьезная проблема. Коалиция в парламенте настаивает, на том,  что до рассмотрения указа в КС рада должна продолжать работу, а это неправильно с точки зрения общих принципов права: закон вступает в силу с момента подписания. Одновременно существует и принцип непрерывности работы депутатского корпуса: до новых выборов состав рады считается действующим. Казалось бы, эти два противоречивых принципа уравновешивают друг друга, но есть прецедент, созданный самой же парламентской коалицией два месяца назад. Когда она предлагала закон о Кабинете министров, сужающий полномочия президента, президент отправил его на рассмотрение в тот же КС, на предмет соответствия  высшему закону государства. Однако в тот момент коалиция заявила, что если закон признают незаконным, то она отзовет его, но до того момента закон будет действовать. Опираясь на это, Ющенко тоже может потребовать того, чтобы до решения КС закон имел силу.

Все это ведет к тому, что сейчас на Украине активно обсуждают силовой вариант развития событий, считают «штыки»: кого поддержит СБУ, милиция, армия. Тем не менее, уверен Лихачев, силовое решение малореально, хотя, возможно, будет элемент шантажа - ввод войск, оцепление правительственных зданий и тому подобное. Однако применение силы и кровопролитие маловероятно, поскольку все стороны его боятся. Так или иначе, все играют на общественном мнении, все оглядываются на народ и на международное мнение.

Вместо этого, полагает эксперт, будет затяжная стадия противостояния до решения суда, и если оно будет не в пользу Ющенко, то это обернется дальнейшим усилением власти премьера и даже  упразднением поста президента как такового, полагает Лихачев.

Все это сейчас кажется реальным, но ситуация может обернуться любыми неожиданностями. Стоит обратить внимание на тот факт, что Ющенко на прошлой неделе, перед принятием указа, встречался с судьями КС – и не исключено, что именно после этой встречи окончательно решился на это шаг. Из этого вполне может следовать, что президент получил поддержку в КС.

По мнению Лихачева, компромиссный вариант на текущий момент  уже вряд ли возможен. Есть несколько принципиальных вещей для Ющенко: прекращение расширения коалиции, принятие закона об императивном мандате, изменение особо ущемляющих права президента законов и принятие некоторых второстепенных требований президента (например, принятие Универсала национального единства). Только на условии уступок со стороны коалиции возможен некий компромисс,  но она чувствует свою силу де-юре и де-факто и в целом не в том положении, чтобы идти на уступки, тем более такие серьезные. А Ющенко пошел на этот шаг по сути будучи загнанным в угол.

Однако, подчеркивает Лихачев, даже если указ будет принят, то выборы 27 мая могут и не состояться: в бюджете не заложены деньги на выборы, а они находятся в ведении у «регионала» Азарова, и он может их просто не дать. Тем не менее выборы возможны, если Партия регионов почуствует, что может улучшить на них свой прошлогодний результат.

Социологические опросы по итогам февраля-марта показывают, что в случае перевыборов в раду пройдут  Партия Регионов, БЮТ, Наша Украина и КПУ, причем последняя улучшит свой результат. Коммунисты сейчас на слуху, к ним может вернуться электорат.  Соцпартия балансирует на грани, ее «оранжевый» электорат не простил блокирования с «регионалами». БЮТ и НУ суммарно наберут столько же, сколько и Партия регионов: то есть ПР наберет около 34% голосов, БЮТ – 26%, а НУ – 8%. Однако и «регионалы» могут ухудшить результат, из-за тяжелой социально-экономической ситуации в стране. Замораживание роста зарплат, рост цен на товары первой необходимости и ЖКУ, даже несмотря на хорошие макроэкономические показатели уменьшают популярность Партии Регионов. Тем не менее гипотетически после предстоящих выборов у «регионалов» в коалиции с коммунистами будет большинство мест в парламенте.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.