Адрес: https://polit.ru/news/2007/03/01/raptanov/


01 марта 2007, 11:16

Юрий Раптанов: все средства для контроля за атомной сферой у общественности есть

В последнее время широко обсуждается проблема экологической безопасности атомных станций. Лидер общероссийской экологической организации "Подорожник" Юрий Раптанов рассказал «Полит.ру» о процессе контроля за строительством и эксплуатацией АЭС, а также о взаимоотношениях государства и общественных организаций.

"Взаимооотношения между общественными организациями и госорганами должны быть в рамках закона, где прописаны процедуры такого рода. Если говорить о госорганах (в частности о Росатоме, который является основным ведомством, ведущим политику в атомной области), ситуация очень проста: чем выше уровень транспарентности, тем выше уровень доверия к этой отрасли. В этом смысле Росатом и государство в последнее время продвинулись вперед, то есть тренд на повышение транспарентности очевиден. То, что Росатом по разным направлениям активно сотрудничает с общественными организациями – это факт.

Есть, правда, разница между организациями, которые мы называем «зелеными» и настоящими экологами. «Зеленые» (типа «Гринпис» и «Экозащита») - те структуры, которые активно «торпедируют» сворачивание атомной индустрии в принципе, не учитывая, что за последние 20 лет уровень безопасности на АЭС продвинулся далеко вперед. Более того, мы сегодня можем смело говорить, что Россия является лидером в этой области в мире. Это признают специалисты в ведущих странах в сфере атомной энергетики – Германии, США, Японии, Франции. «Зеленые», между тем, представляют угрозу развитию атомной отрасли, той отрасли которая является одной из наиболее высокотехнологичных в нашей стране.

Наша позиция отличается от них тем, что мы выступаем за то, что обеспечение более высокого уровня экологической безопасности возможно только за счет развития высоких технологий и прежде всего ядерных технологий. Без этого развития нельзя говорить об экологии как таковой. Некоторые «зеленые» же выступают за прекращение такого развития и консервацию атомных станций вообще, при этом дезинформируя население и развивая панические настроения в обществе.

Мы с этим боремся, и выстраиваем нормальные отношения с государством. Причем, с контролем за строительством АЭС (на всех стадиях от проектной до эксплуатации) нет никаких вопросов. На сегодняшний день эта цепочка выстраивается. Вопрос заключается в непредвзятости общественных организаций, потому что, если идти с заранее подготовленной позиций, что «этого вообще нельзя делать», о чем тогда конкретно можно вообще разговаривать? Потом – есть возможности  для мониторинга у общественных организаций, есть возможности постоянного контроля за экологической обстановкой на атомных объектах,  вокруг атомных объектов и информирования населения об этом. Такое информирование и контроль может проводиться различными способами – через общественные слушания, через СМИ, через участие в мероприятиях, которые проводит атомное ведомство, через обмен информацией между общественными организациями и Росатомом.

Следует отметить, что после выработки общей позиции общественных организаций и государства атомные электростанции будут строить ускоренными темпами. Россия  на сегодняшний день является носителем уникальных технологий в этой области, мы зачастую даже пионеры в атомной сфере, у нас накоплен богатый опыт в этой области и мы уже знаем, как обеспечить не только свою безопасность, но и безопасность в мире. Поэтому мы будем строить не только АЭС в России, но и распространять опыт за границу. Другие страны просто не имеют того колоссального опыта, каким обладаем мы, Европа и Америка. По идее мы должны консенсунсно работать с Европой и Америкой. Пока не всегда получается. Они, причем, могут учиться у нас и вопросам экологической безопасности (да и учатся уже), а мы у них должны перенимать опыт взаимодействия с обществом.

Строительство АЭС будет идти. Экологи  сейчас даже критикуют Росатом, что строительство идет медленными темпами, слишком медленно принимаются некоторые решения по строительству, например, решение о строительстве Южно-Уральской АЭС".