Как сообщает "Российская газета", арбитражный суд Москвы перенес на месяц разбирательство между Минфином и ОАО "Российские Железные Дороги". Монополист "выставил" Минфину иск на беспрецедентно высокую сумму - 275 миллионов рублей.
Транспортные монополисты в России не первый год пытаются справиться с издержками по льготникам, которых в России около 14 млн. человек. По закону РЖД положены компенсации от государства. Например, в прошлом году из бюджета на перевозки льготников было выделено почти 6 млрд. рублей. В этом году, после монетизации льгот, эта сумма сократилась и составляет около 4 млрд. рублей. Но убытки РЖД эти деньги все равно не покрывают. По оценке самой компании, в этом году ею потеряны примерно 2 млрд. рублей.
Иск к Минфину по тому же поводу на сумму около 29 млн. рублей направила также Восточно-Сибирская железная дорога.
Между тем проблемы, связанные с пригородными перевозками, - жупел РЖД. Основная проблема реформирования РЖД заключается в невозможности создания неубыточной Федеральной пассажирской компании. В 2007 году должна была появиться Федеральная пассажирская компания (ОАО "ФПК"), на 100% принадлежащая государству, но независимая от РЖД. Однако пассажирские перевозки, как свидетельствуют эксперты, традиционно убыточны. Способов сделать их прибыльными два – существенное повышение тарифов (и отказ от социальной ответственности в этой сфере) или покрытие убытков за счет федерального и региональных бюджетов.
В рамках РЖД проблема убыточных пассажирских перевозок решается путем субсидирования пассажирских перевозок за счет прибыльных грузовых. РЖД страстно желает субсидировать «дочку», занимающуюся перевозкой пассажиров, за счет федерального бюджета. По принципу – «ваши льготники, вы за них и платите».
Между тем, выручка "Российских железных дорог" по пригородным перевозкам за полгода выросла в 2005 году по сравнению с тем же периодом прошлого года в 2, 3 раза - на 4, 6 млрд руб. По признанию менеджеров госкомпании, из них 3, 7 млрд - это результат монетизации.