28 марта 2024, четверг, 11:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 июля 2006, 17:01

Общественная палата: на алкогольном кризисе наживаются теневики

Общественная палата просит премьер-министра Михаила Фрадкова разобраться с резко возросшим дефицитом алкоголя в стране. Эта просьба было изложена в открытом письме на имя председателя правительства, подписанного 37 членами Общественной палаты.

«Обратиться с данным заявлением нас вынуждают исключительно интересы граждан России, то есть интересы потребителей, которые вот уже несколько недель видят в магазинах практически пустые полки винных отделов, будто некая машина времени перенесла нас в 90-е годы прошлого столетия», – говорится в письме.

Члены ОП отмечают, что 1 января 2006 года на территории России вступил в силу закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в новой редакции. Принятие закона инициировало российское правительство с целью борьбы с теневым оборотом алкоголя и регулирования алкогольного рынка.

Однако, считают авторы письма, «похоже, на фоне разговоров о необходимости борьбы с теневым рынком алкоголя происходит последовательное уничтожение рынка легального, ради поддержки и развития которого принят вышеупомянутый федеральный закон».

В результате «теневики уже ловко пользуются сложившейся ситуацией, а пострадали потребители», пишет Общественная палата. «О них, как всегда, забыли в очередном "перестроечном" рвении», – подчеркивается в письме.

Ранее алкогольным кризисом обеспокоилась Госдума. Депутаты запросили у правительства информацию о положении на рынке алкогольной продукции, а также о мерах по выходу из кризиса.

Напомним, с 1 июля, когда вступили в силу поправки к закону, запрещающие торговлю импортным и отечественным алкоголем с акцизными марками старого образца. Старые марки предписывалось заменить на новые – содержащие штрих-код, по которому можно проследить весь путь бутылки от завода до покупателя.

Очень многие предприятия оказались не готовы к переходу на новые условия контроля и налогообложения. В результате еще за несколько дней до 1 июля импортный алкоголь практически исчез с прилавков. Супермаркеты постарались распродать спиртное со старыми акцизами, значительно снизив цены, а маленькие магазины заранее отказались от заказа алкоголя. Оптовые импортеры, в ожидании убытков от сложностей с продажей алкоголя и расходов на перемаркировку, резко сократили объем закупок.

Первоначально планировалось, что после 1 июля алкогольная продукция со старыми акцизами будет уничтожена, однако в конце июня МЭРТ разрешил отправлять бутылки на перемаркировку. Менять акцизные марки старого образца на новые разрешено до 29 декабря 2006 года.

Как полагают эксперты, проблемы с алкогольной продукцией на российском рынке, вызванные задержкой выдачи новых акцизных марок, продлятся не менее полугода. Сейчас продавцы, чтобы избежать убытков, алкогольной продукции происходит замена вина и водки пивом, а в последнее время наблюдается усиление пивной рекламы, потому что производители пива, учитывая ситуацию, вступили в борьбу за новые прибыли.

«Трудно сказать, сколько потребуется времени дистрибьюторам, подорванным грузино-молдавской «войной», чтобы выйти на нормальную работу по вину и по крепкому алкоголю в этом году. Ситуация может не разрешиться еще полгода», – говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его мнению, все зависит от того, «переживет ли рынок этот прессинг со стороны государства или нет».

Однако даже с окончанием кризиса последствия будут ощущаться еще долго. Янин отметил, что «и дистрибьюторы, и розничная торговля несут большие потери, связанные с изменением в регулировании акцизов в России, и эти потери нужно будет компенсировать, что произойдет в течение последующих месяцев – рост цен на алкогольную продукцию составит минимум 10-15%».

По словам Янина, сейчас стало очевидным, что из-за задержки выдачи новых акцизов на импортную алкогольную продукцию пострадали и легальный бизнес, и потребители. По его мнению, ситуация с акцизами показывает, что «государство не в состоянии решить ни одной технической проблемы без нанесения существенного урона легальному бизнесу».

«Тот скудный ассортимент, который сейчас есть в рознице, напоминает лучшие годы дефицита в советское время. Это очень большой и неприятный сигнал правительству, который показывает, что реформы побороли дефицит, но сейчас в отдельной отрасли мы имеем дефицит, о котором все уже забыли», – отметил он.

См. также:

 

Григорий Гриценко. Дефицит возвращается. Акцизные марки как инструмент национализации алкогольной индустрии

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.