29 марта 2024, пятница, 10:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 марта 2006, 16:13

Ревзин об "Учебнике рисования": «написан еще один великий русский роман»

Сегодня в газете «Коммерсантъ» появилась рецензия обозревателя Григория Ревзина на книгу Максима Кантора "Учебник рисования", выпущенную издательством ОГИ.

«Боюсь, что мне не удастся адекватно описать, что со мной произошло. Но попробую. Издательство ОГИ выпустило роман Максима Кантора "Учебник рисования", большой, две тысячи страниц, и всю неделю я его читал - и прочел. Я читал его, как читают в юности, когда каждая следующая страница врезается в память и открывает тебе, как устроен мир. И мне кажется теперь, что мир изменился,» - пишет Григорий Ревзин.

По его словам, этот роман не будет близок людям, не испытывающим сомнений, по поводу того, что единственной несомненной общественной ценностью в интеллектуальном пространстве остались деньги.

«Но если ты их испытываешь, он читается просто как откровение. Там есть ответы на какие-то самые принципиальные вопросы. Что такое свобода, как она устроена и почему так получилось, что свобода уничтожила интеллигенцию, превратив ее, ну, скажем, в то, чем она сегодня стала. Почему мир отказался от изобразительного искусства», отмечает Ревзин в своей рецензии.

«Это ведь действительно странно, почему вдруг оказалось, что именно мир - не группа прогрессивных критиков, а все общество, не в России, а везде пожелало себя видеть в виде черточек, квадратиков и ромбиков. "Это ведь простой вопрос - на него должен быть простой ответ",- написано в романе, и там действительно есть ответ. Там есть ответ на то, что такое время последних 20 лет, в чем его смысл, зачем все это было. Этот роман переводит прожитую нами жизнь в историю, и в этом, вероятно, и заключается его фантастическая сила,» - пишет он.

Восхищаясь текстом книги, Ревзин отмечает: «Местами - там, где описываются критики, журналисты, художники,- он невероятно остроумен; местами, где появляются Ельцин, Путин, Горбачев, это почти памфлет; местами, где описывается министр культуры Ситный, или западные бизнесмены, или русские эмигранты, уморительно сатиричен; местами трагичен и невероятно умен в философских отступлениях. Там масса героев - политики, художники, финансисты, гэбисты, критики, журналисты - все, во что превратились интеллигенты 70-х и их дети за последние 20 лет. И, в общем, там про каждого сказано».

«Нет, главное не это. Главное то, что просто написан еще один великий русский роман, хотя казалось, что после "Мастера и Маргариты" и "Доктора Живаго" этого уже никогда больше не будет. Мы очень постарались, чтобы писатель больше не брал на себя право объяснить мир и судить о нем, но оказалось, что этих стараний недостаточно: эта форма суждения о мире возродилась. Великий русский роман превращает время, которое он описывает, в законченную эпоху. Это случилось. Время с 1985-го по 2005-й закончилось», - считает Григорий Ревзин.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.