28 марта 2024, четверг, 19:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

20 января 2006, 16:27

Призрак Немезиды: у Солнца, возможно, есть спутник-звезда

Исследовательская группа под руководством Пола Каласа (Paul Kalas) из Калифорнийского университета в Беркли (University of California at Berkeley) провела с помощью телескопа Хаббла исследование 22 подобных Солнцу звезд на предмет обнаружения и изучения свойств дисков темного планетного вещества, сообщают C-News.  Такие диски были обнаружены у двух из исследованных звезд.  Обе звезды похожи на Солнце и являются гипотетически пригодными для возникновения форм жизни, подобных развившимся на Земле.  Оба диска, по всей видимости, находятся в равновесном стабильном состоянии.

Ученым удалось исследовать распределение плотности вещества, обращающегося вокруг звезд, в зависимости от удаленности от нее. Для этого свет самой звезды «затенялся», что давало возможность детально исследовать гораздо менее яркое вещество в системе. У обоих дисков выявились две компоненты. Одна из них представляет собой широкий пояс с постепенно спадающей плотностью вещества, начинающийся далее 50 астрономических единиц от центрального светила (астрономическая единица - расстояние, равное среднему расстоянию от Земли до Солнца, т.е. около 150 млн. км). Второй диск расположен в диапазоне 20–30 астрономических единиц от звезды и имеет четко выраженный внешний край — то есть на определенном расстоянии от звезды плотность вещества в диске резко падает. Он, по мнению астрономов, чрезвычайно напоминает пояс Койпера в Солнечной системе. Последний имеет форму бублика: большинство составляющих его объектов расположено в узком диапазоне орбит на удалении от 30 (орбита Нептуна) до 50 астрономических единиц от Солнца. Так же устроено большинство известных науке дисков темного вещества других звезд.

По мнению исследователей, в таких системах имеется массивный спутник-звезда, например, коричневый карлик, очерчивающий в своем движении внешнюю границу диска.  Этот спутник постоянно «подравнивает» край дискообразного облака темного вещества, предохраняя его от размывания. Аналогичные эффекты наблюдаются в системе колец Сатурна - их внешний край ограничиваются спутниками планеты.  Гипотезу о существовании подобного спутника у Солнца выдвинул профессор Калифорнийского университета в Беркли Ричард Мюллер (Richard Muller).  Возможно, именно она ответственна за столь странную орбиту недавно обнаруженного небесного тела 2004 XR190 «Баффи». Ранее гипотеза о существовании подобного объекта, названного Немезидой по имени древнегреческой богини возмездия, для объяснения периодической массовой гибели органического мира нашей планеты. Важную информацию о гипотетической темной звезде должен дать зонд New Horizons, отправившийся вчера к Плутону и поясу Койпера.