29 марта 2024, пятница, 08:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 августа 2005, 14:14

Авария батискафа АС-28: идет поиск виновных

Доследственная прокурорская проверка выявила нарушения в действиях должностных лиц при подготовке и использовании батискафа АС-28 "Приз", затонувшего 4 августа и спасенного через трое суток. По факту аварии батискафа уже возбуждено уголовное дело по статье "халатность". Конкретных обвиняемых пока нет, но они могут появиться.

Сейчас прокуратура Тихоокеанского флота изъяла для изучения все документы с момента постройки батискафа по сегодняшний день. "Следствием выясняются причины и условия, способствовавшие аварии подводного аппарата. Назначены и проводятся 12 различных экспертиз", - цитирует РИА "Новости" сообщение прокуратуры. К экспертным исследованиям привлечены специалисты Генерального штаба ВС РФ, Главного штаба ВМФ, КБ "Лазурит", финансовой инспекции Минобороны, судебно-медицинские эксперты, специалисты ФСБ и Министерства финансов России.

Следствие идет и на самом спасенном батискафе. Следователи располагают остатками рыболовной сети, намотавшейся на винт, и образцами тросов, перерезанных британским аппаратом "Скорпион-45". Как получилось, что сеть оказалось в районе, запрещенном для прохода судов, предстоит выяснить. Пока есть две версии: сеть могла лежать там уже несколько лет, либо ее принесли волны за несколько дней до происшествия, когда был сильный ветер и волнение моря.

Сам аппарат не получил видимых повреждений. Военные говорят, что если винто-рулевая группа, на которую намоталась сеть, окажется исправной, то батискаф будет экплуатироваться и дальше. АС-28, которому уже 30 лет, последний раз ремонтировался в 2003 году. Если Минобороны выделит средства, то батискаф пройдет модернизацию на заводе-производителе "Красное Сормово".

В рамках расследования уголовного дела, спасенному экипажу батискафа будет назначена медицинская экспертиза. В военном госпитале Петропавловска-Камчатского сообщили, что семеро подводников останутся под наблюдением врачей еще неделю. Сообщается, что моряки, которые несколько дней провели на глубине около 200 метров при низкой температуре, недостатке питания и кислорода, сейчас чувствуют себя хорошо. Однако перед тем, как отправиться домой, они должны пройти полное медицинское обследование в кардиологическом отделении госпиталя. Военные медики говорят, что моряки несколько истощены, но состояние у них удовлетворительное, и кроме простуды у них ничего не обнаружено.

Во время спасательной операции военные докладывали, что у моряков на батискафе было запасов пищи и воды на пять дней. Однако спасенные подводники успели рассказать родным, что у них практически не было ни воды, ни еды. В день они делали по три-четыре глотка воды и съедали по несколько крошек сухарей. И еще они показали женам предсмертные записки, которые написали через несколько часов после того, как АС-28 потерпел бедствие. Однако уже сегодня командир батискафаВалерий Лепетюха опроверг информацию о том, что моряки написали своим родным и близким прощальные записки. "Никто таких записок не писал, - цитирует слова офицера РИА "Новости", - мы верили, что нас спасут".

Батискаф АС-28, с экипажем в 7 человек, затонул в бухте Березовая близ Петропавловска-Камчатска 4 августа. Выяснилось, что подводный аппарат на глубине почти двести метров запутался в рыболовной сети, тросах и шлангах. Международная спасательная операция продолжалась три дня. В воскресенье в 16.19 по камчатскому времени (в Москве было раннее утро) АС-28 всплыл на поверхность после того, как беспилотный английский аппарат "Скорпион" перерезал путы, удерживавшие батискаф. После этого глава Минобороны России Сергей Иванов решил закупить для российского флота два аппарата "Скорпион", а президент Владимир Путин выразил благодарность английским подводникам.

Главным итогом расследования ЧП с батискафом, как ожидается, станет отставка главкома ВМФ Владимира Куроедова. Возможно, это произойдет в сентябре, когда у него закончится контракт, который не будет продлен. За почти восемь лет руководства ВМФ (адмирал Куроедов занял этот пост в ноябре 1997 года) флот пережил две катастрофы атомных субмарин: в августе 2000 года погибла подлодка К-141 "Курск", а в августе 2003 года – буксировавшаяся на утилизацию субмарина К-159. В этих авариях погибли 127 подводников, но главкому удалось удержаться на своем посту. Правда, после гибели "Курска" адмирал Куроедов просил президента Путина об отставке, но тот ее не принял. В обоих случаях ответственность была возложена на командующих Северным флотом. Кстати, после катастрофы К-159 адмирал Куроедов открыто признал, что "флот вновь наступил на грабли". Но инцидент с АС-28 на Камчатке показал, что российский ВМФ по-прежнему не имеет эффективной аварийно-спасательной службы, ведь без иностранной помощи спасти экипаж АС-28 было бы практически невозможно.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.