28 марта 2024, четверг, 20:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

24 августа 2004, 11:45

Nature: Седна имеет невидимую луну

По расчетам британских астрономов, у Седны, обнаруженной в прошлом году, все-таки есть спутник, который является самым темным объектом, вращающимся вокруг Солнца, и принадлежит к абсолютно новому классу космических тел, сообщает Nature.

Как считает группа астрономов во главе с Чандрой Викрамасингхом из университета Кардиффа, разгадка «невидимости» спутника состоит в том, что он обладает очень маленькой отражательной способностью. Такое возможно, если спутник не является твердым телом, а «похож на замерзший дым», причем вакуум составляет более 85% его объема.

По мнению исследователей, луной могла стать, например, умершая комета, лед с поверхности которой испарился, оставив только большое скопление углеродистых субстанций. Такие объекты способны поглощать до 99% света и поэтому их очень сложно обнаружить.

О том, что у планетоида (или у планеты – ученые до сих пор спорят о статусе Седны) должен быть спутник, ученые заявили сразу после его открытия. Дело в том, что, как установило наблюдение за Седной при помощи космического телескопа Hubble, она вертится слишком медленно – сутки длятся там целых 20 дней, хотя обычно объекты такого размера (диаметр Седны оценивается максимум в 1700 км) совершают оборот за несколько часов. Тогда астрономы посчитали, что единственным объяснением этому может быть крупный спутник, гравитационное поле которого замедлило вращение своего «хозяина». Однако снимки, сделанные мощнейшими космическими телескопами Hubble и Spitzer, не подтвердили это предположение.

О существовании Седны (официальное обозначение – 2003 VB12) было официально объявлено 15 марта 2004 года. Она стала самым крупным космическим объектом в Солнечной системе, обнаруженным астрономами с 1930 года, когда был открыт Плутон. Названа так она в честь эскимосской богини океана, создавшей морских обитателей.