29 марта 2024, пятница, 09:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 мая 2011, 12:37

Раздача призов

Итоги 64-го Международного Каннского фестиваля были подведены в воскресенье. «Золотую пальмовую ветвь» от жюри под руководством Роберта де Ниро получил фильм Терренса Малика «Древо жизни», главную роль в котором сыграл Брэд Питт. Российское кино на этом фестивале также было отмечено: Андрей Звягинцев получил спецприз жюри «Особый взгляд». 

Основная интрига заключалась в том, придет ли Терренс Малик на церемонию награждения. Режиссер, не любящий общаться с журналистами, уже проигнорировал на пресс-конференцию в день показа фильма. В итоге на церемонии режиссер так и не появился. «Терренс Малик очень скромный и застенчивый, — сказал продюсер фильма Билл Полад, принимая награду. — Но я говорил с ним сегодня, и он очень рад оказанной ему чести».

В «Древе жизни» повествование идет при помощи флэшбэков на фоне всей истории Вселенной (включая эпоху динозавров). Фильм рассказывает о судьбе американской семьи в 50-х годах прошлого века. По сюжету, родители маленького Джека (Хантер МакКрэкен) расходятся во взглядах на воспитание: мать учит воспринимать мир с любовью и добротой, а деспотичный отец готовит к жестокости окружающих. Взрослый Джек, которого играет Шон Пенн, ищет себя в современном мире и вспоминает о детстве и отрочестве.

Выбор жюри в очередной раз подчеркнул то, что мнение зрителей в Каннах не влияет на мнение жюри.

Во время показа 16 мая фильм Малика был освистан зрителями. После окончания показа зрители в главном кинозале фестиваля «Люмьер» затопали ногами и гудели «бу-у-у», выражая свое недовольство.

Вторую по важности награду фестиваля — «Гран-при» — получили  фильмы «Однажды в Анатолии» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана и «Мальчик на велосипеде» братьев Жан-Пьера и Люка Дарденнов. Джейлан в своей благодарственной речи выразил удивление тем, что вообще что-то выиграл. «Мой фильм показывали в последний день фестиваля, и я не думал, что кто-то пойдет его смотреть», — заметил он. Действие картины «Однажды в Анатолии» происходит в провинциальном городке, где уставшие от рутины люди напрасно ждут изменений. В свою очередь «Мальчик на велосипеде» рассказывает об отношениях 12-летнего подростка из приюта, ищущего своего отца, и хозяйки парикмахерской, разрешающей мальчику оставаться с ней по выходным.

Фильм «Меланхолия» главного ньюсмейкера фестиваля Ларса фон Триера также был отмечен жюри.

Награду за лучшую женскую роль получила Кирстен Данст, которая сыграла в этой картине депрессивную девушку, выходящую замуж незадолго до конца света.

Ранее актриса призналась, что изобразить депрессию на экране ей помог личный опыт. Принимая награду, Данст поблагодарила организаторов фестиваля за то, что те не стали исключать фильм из конкурса.

 Напомним, экстравагантное поведение Фон Триера на пресс-конференции после показа «Меланхолии» поставило под вопрос судьбу его фильма на фестивале. Режиссер признался в том, что симпатизирует Гитлеру, а также делал все возможное, чтобы поставить в неловкое положение актеров из своего фильма. В частности, он рассказал о планах снять порнофильм с Данст и Шарлоттой Генсбур, а  также подтрунивал над сексуальной ориентацией и пристрастием к алкоголю актера Удо Кира. В итоге Фон Триера объявили  персоной нон грата, после чего он  высказал желание безвыездно жить в Дании и сосредоточиться на порноиндустрии. Потом, правда, взял свои слова назад.

Когда воспоминания о пресс-конференции улеглись, в Каннах вспомнили про саму «Меланхолию», которая оказалась очень неплохим фильмом. «Это один из лучших фильмов, — считает  член жюри Оливье Ассайя. — Мы все были порицаем Фон Триера за его высказывания, но фильм очень хорошо снят, сыгран, написан. Это отличная режиссерская работа». Критик Variety Джастин Чан назвал  «Меланхолию» удачной и «зрелой» картиной режиссера, чей талант постоянно отходит на второй план из-за его же шоуменства.

«Единственное, что удалось сделать Фон Триеру — это отвлечь внимание от собственного фильма», — пишет Чан.

По его мнению, «Древо жизни» и «Меланхолия» являются главными событиями фестиваля и выражают два противоположных взгляда на мир. Оба режиссера сняли фильмы о месте человека во Вселенной, при этом Малик ищет ответ на этот вопрос с точки зрения веры в Бога, а Фон Триер — как атеист.  

Приз за лучшую мужскую роль получил француз Жан Дюжардан. В «Артисте» Мишеля Хазанавичуса он сыграл звезду немого кино, чьей популярности угрожает появление звукового кинематографа и молодой статистки, карьера которой в новых условиях начинает набирать обороты. Принимая награду из рук Катрин Денев, Дюжардан встал на одно колено, а потом станцевал чечетку. Об «Артисте» писали, в частности, что этот фильм очаровал Канны.

Лучшим режиссером был признан  датчанин Виндинг Рефн с фильмом «Драйв». В картине Рефна голливудский каскадер по ночам помогает лос-анджелесской мафии угонять машины, но однажды эта налаженная ночная жизнь дает трещину, героя предают, и он вынужден спасаться от преследователей.

Приза жюри удостоился фильм «Polisse» француженки Майвенн Ле Беско. В фильме рассказывается о фотографе МВД Мелиссе, которая снимает репортаж о работе полицейской бригаде, расследующей случаи сексуального насилия над детьми. Название фильма — слово police (фр. полиция), написанное с ошибкой, которую мог бы допустить только ребенок.  

Израильтянин Джозеф Седар, снявший по собственному сценарию «Примечание», получил приз как лучший сценарист. Картина рассказывает о противостоянии отца и сына, двух крупных ученых в области толкования еврейского Священного Писания. Отец всегда сторонился светскости, а сын, напротив, к ней стремился и был широко известен, но однажды самая крупная научная награда достается отцу.  

«Из всех конкурсных фильмов именно "Примечание" имеет самые большие шансы стать артхаусным хитом»,

пишет Джастин Чан из Variety, признаваясь, что никогда не думал, что такое можно сказать о фильме про толкование Талмуда.

«Золотая пальмовая ветвь» в конкурсе короткометражных фильмов досталась украинке Марине Вроде за картину «Кросс». Жюри под руководством Мишеля Гондри также отметило фильм бельгийца Ваннеса Деступа Swimsuit 46.

Фильм «Акации» аргентинского режиссера Пабло Хорхелли выиграл «Золотую камеру» — приз, который специальное жюри присуждает лучшему фильму молодого режиссера, показанному в рамках конкурсной программы Канн (основной конкурс и «Особый взгляд») и параллельных секций («Международная неделя критики» и «Две недели режиссеров»). Жюри, вручающее «Золотую камеру», в этом году возглавил корейский режиссер Бун Чун Хо.  

Награды жюри «Особый взгляд», которое возглавил Эмир Кустурица, вручались  в субботу. Главный приз достался двум фильмам — «Ариранг» южнокорейского режиссера Ким Ки-дука и «Остановка на перегоне» немца Андреаса Дрезена. Описывая «Ариранг», Ким Ки-дук говорил, что через эту картину он преодолевал жизненные препятствия, старался понять человеческую сущность, благодарил природу и принимал свою сегодняшнюю жизнь такой, какая она есть. Принимая награду, Ким Ки-Дук спел песню из своего фильма.  

В свою очередь «Елена» российского режиссера Андрея Звягинцева выиграла  спецприз жюри. Это третий полнометражный фильм Звягинцева после «Возвращения» (2003) и «Изгнания» (2007), получивших одобрение критиков. Режиссер говорил, что его новый фильм отличается от прошлых лент, это шаг в сторону «приземления», «бытовой правды». В основе сюжета — история пожилой женщины, которая живет в хорошем доме с новым, богатым мужем. У обоих есть дети от первых браков, и, когда перед смертью герой решает оставить состояние дочери, его жена понимает, что больше не сможет помогать своему безработному сыну и его погрязшей в бедности семье. Тогда героиня придумывает план, как все-таки помочь сыну и внукам.

Как и в его предыдущих фильмах, герои Звягинцева — хорошие люди, которые совершают непоправимые вещи под гнетом обстоятельств.

Награду за лучшую режиссуру жюри под руководством Кустурицы присудило картине опального иранского режиссера Мохаммада Расулофа «До свидания». Фильм рассказывает об адвокате из Тегерана, пытающемся получить выездную визу. Сам Расулоф сейчас сидит в тюрьме, поэтому приз за него получала его жена.

В субботу награды вручала также Международная федерация кинопрессы (ФИПРЕССИ). Фильм Аки Каурисмяки «Гавр» получил приз как лучший фильм из конкурсной программы, а из «Особого взгляда» ФИПРЕССИ наградила «Управление государством» Пьера Шоллера. Центральный мотив в обоих фильмах — бюрократия и борьба человека с ней. Так, фильм Каурисмяки рассказывает про писателя, который переселяется в портовый город Гавр и становится чистильщиком сапог. Однажды судьба сталкивает его с ребенком-иммигрантом из Африки, а жена Марселя тяжело заболевает, и ему приходится бороться за них с государственной машиной. В свою очередь главный герой «Управления государством» — вымышленный французский министр транспорта Бертран Сен-Жан. Фильм рассказывает о его жизни в сфере государственной деятельности, в кризисные времена, когда одно чрезвычайное происшествие сменяет другое.

ФИПРЕССИ также выбрала лучший фильм из независимых конкурсных программ, которые проходят параллельно с Каннским фестивалем. Им стала психологическая драма американца Джеффа Николса «Спасайтесь», которая уже получила в Каннах приз «Международной недели критики». «Спасайтесь» рассказывает о человеке, которому постоянно мерещится апокалипсис (еще один сквозной мотив всего фестиваля этого года).

За день до окончания фестиваля награду также вручило экуменическое жюри, состоящее из христиан-деятелей кино и кинокритиков. «Самым нравственными фильмом» была признана картина Паоло Соррентино «Должно быть, это место». Герой картины Соррентино — рок-идол (в исполнении Шона Пенна), которому наскучила спокойная жизнь и слава, поэтому он пускается на поиски убийцы своего отца, нацистского преступника, сбежавшего в США. Фильм назван в честь песни Talking Heads (которую Дэвид Бирн назвал единственной песней о любви из всех когда-либо написанных им песен).

Наградами экуменического жюри также были отмечены «Гавр» Аки Каурисмяки, выигравший также в субботу приз ФИПРЕССИ, и фильм Надин Лабаки «И куда мы теперь?».

В целом, критики сходятся на том, что это был очень успешный фестиваль.

Единственным промахом отборочной комиссии Variety называет французский фильм «Отец» Алена Кавалье.

«Я не мог понять, что этот малопонятный и, в общем-то, мелкий фильм делает в основном конкурсе», — признался Джастин Чан. Как признался  председатель основного жюри Роберт де Ниро, «Отец» был одним из фильмов, о котором судьи больше всего спорили. «У нас были ожесточенные дебаты по поводу нескольких фильмов, в особенности трех — "Отец", "Спящая красавица" и "Гавр". “У нас есть Папа" и "Кожа, в которой я живу"» тоже вызвали споры», — отметил Де Ниро.  

По мнению  ведущего критика того же издания Питера Дебрюджа, причина успеха фестиваля — в серьезных темах, затрагивающихся в представленных на фестивале фильмах. В большинстве фильмов так или иначе фигурировала тема «отцов и детей» — начиная с вопроса, что делать матери, которая не может любить своего сына («Нам нужно поговорить о Кевине» Линн Рамзи), до того, как ребенку примириться с тем, что его оставили родители («Мальчик с велосипедом» и «Дыхание»)».

Подробнее о фестивале — в материалах «Актерская игра», «Большая тройка», «Решение избранных», «Первый среди равных», «Властелины ветвей» и «Богатство киноприроды». О фильмах и основного конкурса можно прочитать в материале «Главные участники», а о внеконкурсных картинах — в статьях «Соучастники» и «Китайский рыцарь». Полная программа фестиваля опубликована здесь.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.