28 марта 2024, четверг, 16:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 сентября 2010, 07:48

Российское кино может спасти кинематографию постсоветских стран. "Киношок - 2010"

Про круглый стол Союза Кинематографистов и фестиваля «Киношок», посвященный национальным кинематографиям постсоветских стран. Чуть позже мы опубликуем полную видеозапись мероприятия, если коротко – было так.

Виктор Мережко предложил, чтобы такие круглые столы стали традицией, а говорили чтобы на них искренне и откровенно, как бы нам опять всем вместе друг другу помочь.

Никита Михалков сказал, что у нас очень много проблем в обществе (это он сразу свернул с СНГ-шной темы на российскую). Последние события с пожарами, сказал он, очень тревожны не только со стороны противопожарной безопасности, они показали, как люди относятся друг к другу. Отсюда он вновь обратился к проблемам кинематографическим и выразил пожелание, чтобы все обсуждения не ограничивались простыми посиделками, чтобы стороны не зацикливались на страшной роли Советского Союза, а обозначили самые важные точки, которые могли бы всех сплотить.

Представители Украины заявили, что на их территории совершенно разрушена киноиндустрия, хоть кино пока и снимается. Сложно собрать съемочную группу, исчезло среднее звено. По мнению украинских друзей, в России с этим лучше, хоть и тоже, конечно, не так чтобы. Российское кино занимает уверенное 2-ое место в украинском прокате после американского. Остальных кинематографий (для т.н. широкого украинского зрителя) просто не существует. Ни один украинский фильм не может вернуть потраченных на него денег. Украинцы сказали, что теперь они понимают, чем ценен союз кинематографистов – это непрерывность связи, профессионализм и обучение. Раньше кинематографисты работали на студии, в которой существовали какая-то культура и образцы, к которым тянулись, а сейчас работают на конвейере, на фабрике, выдают продукт.

Тут Никита Сергеевич отметил, что нищета и беспомощность тут же объявляются артхаусом. Чем больше разорение внутреннее и внешнее – тем больше такого артхауса. Но кинематограф большой страны не может быть исключительно артхаусным.  А режиссером теперь может стать любой, считается, что он ни за что не отвечает и специальных знаний для этого не требуется. Отсутствует институт второго режиссера. Моя мечта, сказал Михалков, - академия – не курсы сценаристов и режиссеров, а курсы создания съемочных групп, той самой атмосферы джем-сейшена, культуры обмена энергетики. Союзу кинематографистов, сказал Никита Сергеевич, тогда будет чем заняться.

А украинцы тогда говорят – между прочим, международные фестивали иногда стимулируют непрофессионализм.

Точно, сказал Михалков, и рассказал историю, как ему пришлось принимать участие у каком-то небольшом европейском фестивале, который, как потом выяснилось, устраивали какие-то дельцы, чтобы отмыть деньги. Один русский участник пожаловался ему, что его фильм, похоже не доехал до фестиваля, то ли застрял на таможне, то ли его вообще потеряли, а он не может получить какой-то внятный ответ от организаторов. Никита Сергеевич тогда одного устроителя настойчиво попросил что-то сделать для несчастного. Тот подумал-подумал и завел Михалкова в какой-то чулан-склад, в котором было навалом разных призов – выбирай. Михалков выбрал. Успокоили несчастного участника. Организаторы прочитали аннотацию фильма (фильм был для детей) и на закрытии объявили новую номинацию – спецприз за консолидацию детских сердец. Возвращается Михалков на студию, а там висит объявление – наш такой-то получил премию престижного европейского фестиваля. Не хухры-мухры.
Тут оживились коллеги из Армении, оказывается у них таких надувательских случаев – пруд-пруди. «У нас что-то кошмарное. Все режиссеры сообщают, что они получают премии. Еще армяне пожалели, что у нас у всех пропала идеология, а это значит, что все ориентиры снесены, т.е. – это не то, что «опущена планка», она просто снесена. Ну и народ не смотрит новые фильмы, они ему не интересны.

Евгений Герасимов выступил за преференции отечественному (и совместному) кино в прокате. Помимо того международного центра кино, который Никита Сергеевич пробивает, и «я уверен, что этот центр будет построен», нужен многозальный центр российского кино и один зал отдать под фильмы СНГ.

Никита Сергеевич предложил внести это в протокол. И напомнил, что современную Америку создал кинематограф, а созидательная сила утрачена национальными кинематографиями.

Украинцы тогда опять говорят, американцы делают кино для детей и подростков, а наши для них кино вообще не делают. Поэтому наши дети думают о кино, только как об американском кино.

Михалков предложил устраивать на «Киношоке» мастер-классы для среднего звена, потому что, скажем, в нашей большой стране только одна команда, которая делает пластический грим.

Тут опять украинцы вспомнили о своем. Олег Фиалко сказал, что вскоре открытый кинофестиваль (имеется в виду открытый кинофестваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок») не понадобится, потому что останется только российское кино. Наши власти, сказал он, подражают Путину, но денег на кино дают меньше в 680 раз. Деградация абсолютная, сказал он, а еще появился класс продюсеров с уровнем ниже низкого. Кино невозможно без поддержки государства, нее толькоспорт является важнейшим делом…

А Никита Михалков его спрашивает – и чего же конкретно сделать надо тогда? А тот говорит – да хотя бы письмо от этого круглого стола нашим властям отправить, что катастрофическая ситуация с кинематографом на Украине приводит в ужас другие страны СНГ.

Вот какие страсти.

А тут выступила Елена Лукьянова из Общественной палаты и всех убрала. Чего, говорит, вы все ходите кругами? Все это надо решать не промежду кинематографистами, а между министерствами культур и правительствами. И таких предложений у нас накопилось за прошлые годы очень даже много, а эти институции, особенно других стран, не таких хороших как наша, их как могут тормозят. А вы, мол тут собрались раз в год, «высказали опасения» и разъехались до следующего года. Тут другим стало немного неудобно, что она оказалась как-то пожестче всех собравшихся аксакалов, и даже может, она больше других обо всем знает. Хотя, конечно…

Но Никита Михалков её поддержал. Если уже есть какие-то документы. И они даже уже где-то лежат, это все сильно может ускорить.

А ускоряться надо немедленно, пока в постсоветских странах остались люди, которые знают русский язык. С истончением 'этого слоя тают надежды на любое сотрудничество.

Наташа Четверикова и Олег Попов

Ираклий Квирикадзе. фото Наташи Четвериковой

Ираклий Квирикадзе. фото Наташи Четвериковой

Ситора Алиева. фото Наташи Четвериковой

Ситора Алиева. фото Наташи Четвериковой

Елена Лукьянова. фото Наташи Четвериковой

Елена Лукьянова. фото Наташи Четвериковой

Евгений Герасимов, Сергей Лазарук, Виктор Мережко и Никита Михалков. фото Наташи Четвериковой

Евгений Герасимов, Сергей Лазарук, Виктор Мережко и Никита Михалков. фото Наташи Четвериковой

Никита Михалков. фото Наташи Четвериковой

Никита Михалков. фото Наташи Четвериковой

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.