29 марта 2024, пятница, 02:02
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 июля 2009, 09:13

Записки самарского обывателя

При слове "Самара" многие вспоминают знаменитое "Жигулевское пиво" Жигулевского пивзавода, шоколадные конфеты "Ассорти" крупнейшей в Европе Самарской шоколадной фабрики "Россия", автомобили "Лада" Волжского автозавода в Тольятти. А еще самарский регион - это космические ракеты, которые вывели в космос луноход и первого космонавта Земли Юрия Гагарина, самолеты Ту-154, крупнейшие в Европе завод по производству удобрений "ТольяттиАзот" и металлургический завод "Алкоа".

Самара сегодня по архитектуре - вполне европейский город: в центре много новых монолитных зданий, повсюду высятся торговые и бизнес-центры, есть даже свой "Renaissance - Hotel". Если говорить о людях, то самарцы, в отличие от москвичей, не так суетливы и менее деловиты (москвичи на самом деле очень многообразны и не имеют общей характеристики – Полит.ру). Самарцы - труженики и созидатели. Глупо считать Самару провинцией только потому, что это не столица России. В Самаре множество вузов, готовящих высококлассных специалистов как в технических, так и в гуманитарных сферах. В Самаре выпускают все: от конфет и телевизоров до легковых автомобилей и космических кораблей. Только зарплаты у самарцев небольшие (в условиях кризиса это только усугубилось), а цены в магазинах московские.

Минимальный прожиточный минимум в Самаре в 1 квартале 2009 года определен властями в 5 тысяч 450 рублей, это 160 долларов. А средняя зарплата самарца, по данным областного управления статистики, - 10 тысяч рублей, или чуть больше 300 долларов. Самарцы расходуют большую часть своей зарплаты на оплату жилья и коммунальных услуг.

Жизнь инженера

Мой знакомый инженер по имени Андрей, работающий на заводе "ЦСКБ-Прогресс", где делают космические ракеты, платит квартплату за двухкомнатную квартиру с горячей водой и отоплением три тысячи рублей в месяц. Дополнительно за электричество инженер ежемесячно платит по 300 рублей. В квартире он живет вместе с женой, которую в ноябре сократили с работы (она была менеджером в салоне по продаже сотовых телефонов), и маленьким сыном. Льгот по оплате жилья и коммунальных услуг у инженера нет. Получается, что только за квартиру и коммунальные услуги инженер платит больше 30 процентов своей зарплаты, которая у него 10 тысяч рублей. Цены на продукты в Самаре выше, чем в соседних Саратове или Ульяновске. Килограмм свинины стоит 250 рублей, килограмм сосисок - 120 рублей, килограмм картошки - 25 рублей, килограмм сахара - 30 рублей. Власти заявляют о моратории цен на продукты. Но сдерживать рост цен на продукты питания невозможно. Получается, почти вся зарплата инженера тратится на оплату жилья и на покупку продуктов питания. Оставшиеся деньги (около 150 долларов) тратятся на покупку дешевой одежды и обуви на рынке.

Андрей много говорит о политике, это для него любимая тема разговоров после ужина. Но на выборы инженер не ходит, поясняя, что власть все уже решила без него, и его голос ничего не решает. Если знакомые советуют ему сменить работу на более денежную, например, устроиться репетитором или делать дипломные работы для студентов, инженер отказывается. Для него важно, что он работает в бюджетной сфере. Его зарплата более чем скромная, сокращений он, работающий на оборонном заводе, не опасается. Он работает не больше двух недель в месяц, остальное время или на оплачиваемом больничном, или в отгулах. Работа устраивает его тем, что он "просиживает рабочее время" в отделе, не особо заботясь об эффективности и производительности труда. У инженера идеальная трудовая книжка: 20 лет после окончания института он работает на одном предприятии. Стабильно выплачивает отчисления в профсоюз и в пенсионный фонд. Один из тысяч инженеров предприятия, он может себе позволить "бить баклуши" в рабочее время. На себя работать инженер не привык, да и не сможет гибко реагировать в условиях постоянной конкуренции, когда в частных проектных бюро требуются специалисты с множеством сертификатов и курсов повышения квалификации. Поэтому инженер предпочитает высокооплачиваемой работе в частной фирме работу на государственном предприятии. "Главное, что пенсия гарантирована", - говорит инженер.

Проблемы повседневной жизни

Многие пенсионеры, не имея возможности оплачивать квартплату и покупку продуктов, вынуждены заключать договоры ренты, отдавая свои квартиры в обмен за пожизненное содержание. В микрорайонах в индустриальной части Самары  многоэтажные дома из бетонных блоков раньше заселяли исключительно рабочие крупных самарских заводов. Сегодня здесь многие семьи по причине нищеты сдают своих стариков-родителей в дома ветеранов и престарелых. Еще недавно являясь гордостью Самары, индустриальные районы сегодня стали очагами пьянства и криминала. Молодежь там балуется наркотиками и грабежами, взрослые деградировали, оставшись без работы, стали употреблять спиртное и потеряли веру в то, что перестанут быть нищими. Милиция говорит о высоком уровне пьянства среди самарских безработных.  В губернии идут массовые сокращения рабочих. При населении в 1 миллион 718 тысяч 800 человек в Самаре, по данным областного министерства по труду, без работы сегодня 156 тысяч 400 человек. В марте 35 тысяч самарцев работали неполное рабочее время по инициативе работодателя, 107 тысяч самарцев имели частично оплачиваемые отпуска по инициативе работодателя и 31 тысяча человек находилась в отпуске без заработной платы. Многим попавшим под сокращение самарцам, как например, жене моего знакомого инженера, в службе занятости посоветовали выучиться на новую профессию, чтобы иметь гарантию трудоустройства. Женщине, закончившей торговое училище, пришлось учиться на… дворника. Но и работу дворника найти не просто.

Власти Самарской области во главе с губернатором Владимиром Артяковым, обеспокоены ростом алкоголизма и приняли специальную программу по борьбе с пьянством в регионе. Эта программа выполняется слабо, как и программа по трудоустройству попавших под сокращение. Власти объясняют это тем, что пьянство – болезнь социальная, и решить проблему можно, только если люди будут иметь хорошую работу и будут оптимистами. Пособие по безработице в Самаре очень маленькое, и на него сложно содержать семью. Многие семьи, оставшиеся без работы, живут исключительно благодаря своим дачам и огородам, где выращивают картофель, огурцы и помидоры: нехитрую еду, которая помогает не голодать во время экономического кризиса.

Права человека

Самара - город контрастов. Площадь имени Кирова в центре индустриальной Самары сегодня - центральное место для проведения митингов протеста оппозиции. Чаще  всего протестуют коммунисты, к которым самарцы, как ни удивительно, относятся с уважением – почти двадцать лет спустя после распада СССР.

Правозащитные организации здесь развиты слабо. Действующие правозащитники вынуждены принимать самарцев буквально под открытым небом. В начале 90-х годов прошлого века бывший тогда мэром Самары Олег Сысуев выделил правозащитным общественным организациям специальное здание. Теперь мэрия судится с правозащитниками, выселяя их из Общественно-политического центра, заявляя, что у правозащитных организаций отсутствуют договоры на аренду помещения. Защитники прав человека говорят, что им важно иметь помещения для работы. Так крупнейшая правозащитная ассоциация "Голос" вместе с другими правозащитными структурами может оказаться на улице.

Редактор самарского правозащитного информационного агентства "Свобода" Александр Лашманкин, ссылаясь на собственный опыт, говорит, что "самарцы не нуждаются в правозащитниках". Весной Лашманкин как представитель "Самарской антипризывной группы" открыл правозащитную консультацию для призывников. За консультацией обратилось всего 5 человек. По плану из Самарской области весной этого года в армию должны пойти 5 тысяч призывников. По словам Лашманкина, "молодежь предпочитает освобождаться от службы в армии с помощью взяток военным. Мало желающих отстаивать свои права на освобождение от призыва в суде ".

Люди не верят, что суд сможет помочь им в защите нарушенных прав. Президент Самарского центра права, адвокат Николай Гаврилов, семь лет занимается в Самаре проектом "Остановим коррупцию!" В Самаре проводятся бесплатные юридические консультации, на которых людей учат, как противостоять коррупции среди чиновников. По словам Николая Гаврилова, сегодня простые люди живут по принципу героев Салтыкова-Щедрина, не верящих в справедливость закона. "Антикоррупционные законы есть, но они не выполняются, потому что люди боятся жаловаться на чиновников, вымогающих взятку. Люди боятся давать показания против чиновников и милиционеров, боятся выступать в суде. Люди не верят, что за взятку чиновника можно уволить. Поэтому самарцы платят взятки работникам ГАИ и покупают талоны техосмотра даже на новые, технически исправные автомобили. Все привыкли, что по-честному техосмотр в ГАИ не пройдешь. А за деньги техосмотр может пройти даже ржавая, не соответствующая нормам Евро-2 машина. Людям гораздо привычнее дать взятку чиновнику. А государственным мужам только это и нужно", - комментирует Николай Гаврилов.

"Самарцев больше волнует вопрос, где заработать деньги на оплату жилья и покупку продуктов, чем защита прав человека", - замечает координатор самарской правозащитной ассоциации "Голос" Людмила Кузьмина. По словам Кузьминой, многочисленные нарушения во время выборов глав муниципалитетов Самарской области остались незамеченными.

"Люди боятся связываться с властью, боятся выходить на митинги протеста. Несмотря на мировой финансовый кризис, людей все устраивает. Это современный "застой". Самарцы идут на выборы и механически голосуют за "Единую Россию", потому что разуверились в политике и превратились в зомби. Любая активность подавляется. Нет желающих организовать в Самарской губернии "Марш несогласных", как мы это сделали в мае 2007 года. Когда в прошлом году мы решили повторить "Марш несогласных", в ассоциацию "Голос", офис которой находится в Общественном-политическом центре, сразу пришли с обыском милиционеры из Управления по борьбе с контрафактными компьютерными программами при ГУВД. Изъяли и увезли на экспертизу компьютеры. Правда, никаких запрещенных и нелицензионных программ не нашли. Но без компьютеров ассоциация "Голос" не могла нормально работать. А еще правозащитников и независимых журналистов постоянно вызывают на профилактические беседы в Управление по борьбе с экстремизмом при областном УВД. Когда журналист самарского выпуска "Коммерсанта" Максим Калач в феврале отказался добровольно явиться на такую беседу, его доставили туда силой", - отмечает правозащитница Людмила Кузьмина.

Чего хотят люди

Для самарцев важнее не оппозиционность к действующей власти, а осознание того, что власть реально обеспокоена улучшением уровня жизни простых людей. Это доказал в марте визит российского премьера Владимира Путина в Тольятти. Волжский автозавод - главнейшее для Самарского региона предприятие. Хотя качество продукции оставляет желать лучшего, банкротство этого предприятия имело бы для региона самые плачевные последствия. Именно ВАЗ обеспечивает большую часть поступлений в областной бюджет. Поэтому визит Владимира Путина на Волжский Автозавод, когда премьер-министр пообещал реструктурировать долг ВАЗа в сумме 44 миллиардов рублей, стал важнейшим событием для региона.

Я сам наблюдал визит Путина в ВАЗ. По дороге в Тольятти я думал о январских демонстрациях в поддержку российской автомобильной промышленности. Должен сразу отметить, что здесь такие мероприятия не проводятся спонтанно и без разрешения. Людям может не нравиться происходящее, но на несанкционированный митинг они ни в коем случае не пойдут. Однако власти понимают, что умеренная демонстрация народного недовольства может повлиять на решения, принимаемые в Москве. Поэтому в январе людей заманивали на демонстрации, поднося каждому участнику по 100 г. водки. У ВАЗа был огромный долг. Даже рабочие понимали, чем это чревато. Многие открыто выражали опасения потерять работу. Как бы они тогда кормили семью? Они ждали от Путина, что он даст заводу денег, и не были разочарованы. Премьер-министр их не оставил в беде. Деньги будут, - говорили друг другу люди. Главная опасность теперь устранена, и можно будет жить как прежде.

Власть

Событием, в лучшую сторону изменившим отношение самарцев к власти, стала смена губернатора Самарской области. 27 августа 2007 года президент Владимир Путин принял отставку Константина Титова, 16 лет руководившего Самарской областью. За это время регион стал одним из самых успешных, а его руководитель - одним из самых известных в России. При этом для многих самарцев Титов был не просто губернатором, а местным царем. Все в Самаре знали, что Титов создал вокруг себя "ближний круг". Среди людей, определявших политические предпочтения губернатора Титова, был его сын Алексей (председатель совета директоров банка "Солидарность") и сестра супруги Титова Елена Шашарина (областной министр социального развития). Многие простые самарцы отмечали излишний бюрократизм в работе областного правительства. Имея славу либерала, пришедшего в политику в августе 1991 с благословения первого президента России Бориса Ельцина, за годы своего руководства регионом Константин Титов превратился в хитрого политикана, сменившего многие политические партии.

После того, как в августе 2007 года губернатором стал бывший президент Волжского Автозавода Владимир Артяков, в Самарской губернии начался подъем промышленности и экономики. Артякова называют человеком Кремля и «Рособоронэкспорта». Политологи говорят и о том, что самарский губернатор имеет генеральский чин. Артяков уверенно и жестко проводит в Самарском регионе политику федеральных властей.

Но ни один губернатор не смог бы изолировать регион от последствий мирового кризиса. На мировом рынке обрушились цены на нефть, и избежать тяжелого кризиса в Самаре было невозможно. На новые тяготы русские отреагировали выработанным за десятилетия, если не сказать века, способом. Регион погрузился в социальную апатию: жизненные устои практически не изменились с советских времен.

Застой или стабильность?

Люди в Самаре и в Тольятти устали от акций протеста, устали требовать от властей погасить долги по зарплате, устали от повышения тарифов. Один мой самарский знакомый, его зовут Валерий Владимирович, работает сторожем. Он говорит, что сейчас в России эпоха "Путинского застоя". А еще он говорит, что регионы - это не Москва. У нас все по-другому. У жителей Самары вполне сохранены советские привычки советских людей. Люди хотят иметь работу и жилье от государства, получать стабильную зарплату, не иметь проблем с хулиганами на улицах.

Народу - считает Валерий Владимирович - глубоко плевать, какая партия у власти: "Единая Россия" или коммунисты, и кто премьер-министр: бывший чекист или лауреат Нобелевской премии мира. Для народа важна стабильность, только ныне откуда ее взять?

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.