29 марта 2024, пятница, 13:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 июня 2009, 09:21

Жизнь вопреки

Привет. Сто лет не писала письма. С развитием сотовой связи и Интернета такая необходимость совсем отпала. Все больше созваниваюсь или обмениваюсь короткими сообщениями с друзьями или коллегами.

Я переехала в Липецк около года назад. Это примерно 500 км на юго-запад от Москвы. Крупными в России считаются города-миллионники, и с этой точки зрения, Липецк - небольшой город: здесь проживает чуть более 500 тысяч человек. Прошлой весной Липецк покорил меня чистотой, обилием зелени и фонтанами. Власти города выбрали для себя в качестве ориентира Санкт-Петербург. Возможно, потому что своим появлением город отчасти обязан Петру I, который решил построить в этой местности железоделательные заводы, где отливали пушки, корабельные якоря и цепи. Даже в архитектуре сохранилось некое сходство с городом на Неве. Впрочем, как и во многих российских городах, здесь можно найти здания разных эпох: купеческие дома, сталинский ампир, современные торговые и деловые центры. На одной из площадей - Соборной, которая ранее носила имя вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина, - сейчас чудным образом соседствуют здание областной администрации, построенное в советские годы, и Христо-Рождественский собор конца XVIII века. Соседство странное, если вспомнить, что в СССР атеизм преподавали на научной основе, а храмы сносили.

Традицию железоделательных заводов XVIII века петровской эпохи сейчас продолжает Новолипецкий металлургический комбинат, владелец которого - Владимир Лисин - входит в пятерку самых богатых людей России. НЛМК - градообразующее предприятие, оно занимает огромные площади и обеспечивает работой порядка 35 тысяч человек. Кроме того, многие комплектующие комбинат заказывает на мелких и средних липецких предприятиях, а, следовательно, обеспечивает их заказами и также работой еще десятки тысяч липчан. Однако Липецк и область, возможно, еще сильнее, нежели другие города и регионы, ощутили на себе влияние финансового кризиса, поскольку его экономика как моногорода завязана на НЛМК. Пострадал комбинат из-за отсутствия заказов, пострадали его сотрудники, многих из которых перевели на неполный рабочий день или неполную неделю, часть отправили на пенсию или сократили. В семье моей подруги мать - сотрудницу комбината - перевели на сокращенный режим работы, и, естественно, её зарплата снизилась. А отец работал на предприятии, которое зависит от заказов НЛМК, и когда начался кризис, он без объяснения причин получил 4 тысячи рублей вместо положенных 10. В общей сложности доход этой семьи из четырех человек, где работающих трое, к Новому году составлял 30 тысяч рублей. В 2 раза меньше, чем до кризиса. От 30 до 50% доходов потеряли если не все, то многие. Мой муж работал на липецком мясоперерабатывающем предприятии начальником отдела продаж. Как и большинство, это предприятие cуществовало на кредитах, и собственных оборотных средств у него не было. Поэтому когда банки прикрыли кредитную "лавочку", то руководители начали оптимизировать расходы за счет сокращения штата и зарплатного фонда. Мужу предложили работать за 15 тысяч рублей вместо 30 - либо искать другое место. 31 декабря стало его последним рабочим днем. Понимаете, с каким настроением он входил в 2009-ый? И был не одинок. В это время без работы или в отпуске без содержания сидели многие.

После новогодних праздников биржа труда была переполнена желающими найти работу, муж был среди них. Он получил статус безработного и должен был получить пособие около 5 тысяч рублей, но получил всего 1800. Мы не стали выяснять, почему так получилось. В это время у него наклюнулась перспектива устроиться на новую работу, и это было важнее, чем выяснение отношений со службой занятости. Но неприятный осадок от такой "заботы" о безработных остался.

Есть такие предприятия, как, например, радиостанция, на которой я работаю в Липецке, где руководители не шокировали работников резким снижением зарплат, а снижают постепенно: по одной-две тысячи рублей ежемесячно, даже несмотря на то, что доходы от рекламы (единственный источник дохода) вернулись на прежний уровень. Сотрудники ропщут, но сделать реально ничего не могут. Все сидят на минимальных окладах, оставшаяся часть зарплаты начисляется за такие абстрактные вещи, как "профессиональное мастерство", "высокое достижение" и "напряженность труда". Попросту говоря, с какой ноги руководство утром встанет, такой зарплата и будет. Реальные твои трудовые подвиги никого не волнуют, поэтому стимула творить нет. Нравится мне и позиция таких руководителей, например, строительных организаций или промышленных производств, которые выплачивают зарплату в первую очередь людям рабочих профессий, а в последнюю - мастерам, прорабам, инженерам. То есть люди на руководящих должностях с высшим образованием, без которых производство попросту может встать, ценятся меньше.

Пострадал из-за кризиса областной бюджет, который недополучит миллионы рублей налогов от Новолипецкого комбината, основного плательщика. Сокращено финансирование многих программ. В том числе - строительство и ремонт дорог, которые только-только начали радовать водителей - и вот снова яма на яме. Заморожено или еле движется строительство жилья. А ведь еще в начале осени, помню, как приятно было ехать мимо новых микрорайонов и мечтать прикупить себе небольшую однокомнатную квартирку в ипотеку в одной из новостроек. Сейчас мы с мужем живем вместе с его отцом в 8-ми квартирном доме, построенном как временное жилье в 50-е годы для работников Липецкого тракторного завода. Дом относится к категории "ветхого или аварийного жилья", то есть его пора сносить. Здесь прогнили трубы, протекает крыша, проблемы с электропроводкой. И в Липецке десятки таких домов, жители которых ждут своей очереди в рамках областной программы по переселению. Я в чудеса с переселением за чужой счёт не верю, поэтому решила сделать ремонт в этой лачуге. Ведь говорят же, что нет ничего более постоянного, чем временное, а поскольку мечта об ипотеке растаяла с пришедшим кризисом, а снимать жильё и платить "чужому дяде" не хочется, будем приводить в божеский вид то, что есть.

А-а-а, про протекающую крышу еще хотела рассказать. На дверях подъезда повесили объявление: "Уважаемые жильцы! Если вы хотите, чтобы в доме сделали ремонт фасада и кровли, то жильцы, проживающие в квартире 4 и 7, должны погасить задолженность по квартплате в 40 и 60 тысяч рублей соответственно". Это долг примерно за 2-3 года. У остальных жильцов после прочтения объявления возник вопрос "Что делать?". Идти и выбивать силой деньги из соседа-алкоголика из 7-й квартиры и несовершеннолетнего сироты из 4-й? Или взывать к их совести? Почему жилищная управляющая компания не подаст в суд на должников? Ведь проблема неплатежей - это её проблема. Почему решать её должны жильцы, которые добросовестно платят? Вопросов много - ответов нет.

В начале мая возвращались с мужем поездом с юга России в Липецк. Соседи по купе - пенсионерка и мужчина средних лет, жители еще более мелких городков Липецкой области - завели разговор о строе советском и нынешнем, который пенсионерка назвала "грабительским капитализмом". Пенсионерка пела оды советской власти, которая дала ей бесплатное образование и медицинское обслуживание, и, главное, по её словам, - стабильность. Она говорила, что знала: если будет хорошо учиться, честно трудиться, то сможет обеспечить себе пусть среднего, но стабильного уровня жизнь. Перестройка лишила её всего этого. Сейчас в качестве гостинцев она везет родне вяленую рыбу к пиву, купленную на перроне одной из железнодорожных станций, потому что не может себе позволить более роскошных презентов. Её можно во многом понять - на закате жизни европейцы могут себе позволить наконец-то посмотреть мир, а у неё до сих пор нет стиральной машинки-автомата. Её оппонент - мужчина лет 45 - настроен более оптимистично. Видя все недостатки нынешней политики и экономики, он верит в светлое будущее: кризис скоро пройдет, кредит и ипотеку начнут выдавать, и вообще сейчас, сказал он, всё равно лучше, чем в 80-х годах накануне распада Союза. Доводы его были просты: рост числа автомобилей на душу населения, спрос на бытовую технику - ведь в каждой семье уже не по одному телевизору! А раньше к соседям ходили смотреть, потому что своего не было.

Я не знаю, на чьей я стороне, - наверное, где-то посередине. Свои плюсы есть у каждой эпохи, у каждого строя. Судить об СССР я не могу, в 89-ом году я пошла в первый класс, и распад Союза не был для меня ощутимым событием. А про "грабительский капитализм" я согласна. Только вот с моей точки зрения, обывательской, капитализм - это такой строй, при котором есть капиталисты-хапуги, гребущие деньги лопатами и действующие в своих интересах, и есть некий образ Справедливого Государства, которое этих хапуг бьёт по рукам, штрафует, сажает в тюрьмы проворовавшихся. И главное, это Справедливое Государство не дает хапугам нагло наживаться на простых смертных. Пусть там между собой свои капиталы и акции делят, покупают яхты, острова, хоть планеты! Только вот нет его, этого Справедливого Государства. Сейчас государственная власть в России для меня тождественна хапугам-капиталистам. Они делят наверху сферы влияния, и (о, ужас!) наши деньги не в нашу пользу. Про коррумпированность я молчу. Хотя нет. Расскажу анекдот в тему... Решают в Липецкой области, кому доверить строительство новой трассы. Объявили тендер, первыми откликнулись турки, пообещают построить её за миллион долларов. Наши подумали - выгодное предложение. Следом приходит заявка от немцев: построим за 2 миллиона. О! - подумали наши, немцы – педанты, и у них прекрасные дороги. Выгодное предложение! Третья заявка была от соседей из Воронежской области. Предложили строить за 3 миллиона долларов. Почему так дорого? - спросили наши. "Ну, миллион - тебе, миллион - мне, миллион - туркам! Пускай строят!".

Вспомнив о дорогах, не могу не вспомнить про отечественной автопром. Может, вы слышали, в условиях кризиса российское правительство решило ввести льготное автокредитование на весь модельный ряд "АвтоВАЗа", российские внедорожники Шевроле Нива и УАЗ Хантер, а также Форд Foсus, КИА Spectra, ФИАТ Albea, Шкода Fabia, Фольксваген Passat и Рено Logan - машины, которые собираются в России. Главное требование: эти авто должны стоить не дороже 350 тысяч рублей, кредит дают под 6-10%, и его нужно погасить до конца 2011 года. Однако на практике оказалось, что это банальное продвижение автовазовских машин и лишь иллюзия выбора, чтобы антимонопольщики не бунтовали. Рассказываю: хотели с мужем поменять отечественную "Ладу" по этой льготной программе, начали ездить по автосалонам. За эти деньги можно купить только машину "АвтоВАЗа". Машин других производителей в столь минимальных комплектациях, чтобы их можно было продавать за 350 тысяч рублей, в салонах нет. Заказать по льготному кредиту их в принципе можно, но доставят их как раз к 2011 году. А продавцы в автосалонах попросту отговаривают играть в эти игры с государством: "Лучше Шкода Фабиа за 430 000 рублей в приличной комплектации, чем Лада Приора в топовой за 350 000!". Менять отечественную машину на такое же ведро мы не хотим, а на Шкоду пока не решаемся. Приоритеты другие.

Вообще мне всё чаще кажется, что мы живём вопреки. Вопреки кризису, вопреки снижающимся зарплатам и растущим ценам, вопреки тому, что не можем планировать свой бюджет. И вопреки всему этому во время кризиса я вышла замуж без торжества и банкета, только он и я. Во время кризиса у нескольких моих подруг родились малыши, а еще несколько (по секрету: и я тоже) планируют их появление. Одни друзья собираются покупать дом в пригороде, другие – машину, и безо всякого льготного кредита от государства. Жизнь продолжается....

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.