28 марта 2024, четверг, 21:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 февраля 2009, 10:10

Киргизия: Россия по умолчанию

Мы публикуем статью о ситуации вокруг американской базы в Киргизии, а скорее – об общей ситуации в этой стране, аналитика, воззрения которого трудно охарактеризовать иначе как пантюркистско-националистические. Ситуация вокруг базы и правда несколько шизофреническая – с сочетанием признания опасности реванша талибов и утверждений об окончании основной фазы борьбы с ними. Но фокус текста – совсем не в этом. Автора возмущает нежелание большинства элиты осуществлять тюркизацию страны, ее привязанность к России. Текст ценен обнажением логики националистического дискурса, тем более, что вариации на те же темы мы видим и в других постсоветских государствах (включая Россию). Сторонников подобных позиций обычно так же мало, как мало автора этого текста, волнует фактическая точность и аналитическая осмысленность высказываний.

Закрытие американской авиабазы «Манас» - не единственное решение, объявленное на недавней встрече президента Киргизии Бакиева и президента Медведева в Москве. Россия также пообещала предоставить Киргизии кредит в 2 млрд. долларов, оказать безвозмездную помощь на 150 млн. долларов, а также списать долги на сумму в 180 млн. долларов.

Подоплека этих событий не слишком благоприятна. Киргизская элита никогда не хотела независимости, но с тех пор, как руководство республики было вынуждено принять её, существовал глубокий раскол между ним и простыми людьми. Одна коррумпированная администрация сменялась другой. Правительства были некомпетентными, а оппозиция – разобщенной и слабой. Киргизское правительство предпочитало думать, что ему удастся сыграть на стравливании нынешней однополярной державы с прежней сверхдержавой (которая насильственно оккупировала Киргизию в прошлом (автор отдает дань традиционной в постсоветских государствах паранаучной попытке приравнять колонизацию территорий, на которых располагаются нынешние государства, к оккупации самих этих государств; Россия не могла оккупировать Киргизию в прошлом, поскольку независимая Киргизия появилась только в 1991 году; территория нынешней Киргизии была присоединена к Российской империи в рамках полиэтничного Кокандского ханства с помощью традиционного для того времени сочетания политического давления, элитных договоренностей и подавления восстаний – «Полит.ру»)).

С этим сценарием всегда была одна проблема – а именно, глубокая зависимость киргизской элиты от России. В эту категорию мы включаем почти всех депутатов национального парламента, а также всех чиновников высокого уровня и интеллектуалов. Своему родному языку они предпочитают русский. Им проще изъясняться на чужом языке. Это не их вина, ведь они были «образованы», или, точнее, «обработаны» при Советской власти. Это «влияние» только усилилось за последнюю пару десятилетий. Элита и не думала ничего делать для исправления ситуации, так как не воспринимает это как культурное принуждение (еще одна характерная для приверженцев «национального дискурса» позиция – их диагноз «культурного принуждения» может противоречить идентификации тех, кого «принуждают», ситуация может казаться требующей «исправления» вопреки культурным установкам недостаточно национально сознательного большинства элиты - «Полит.ру»).

Как и в старые добрые советские времена, элита смотрит на мир через призму, в фокусе которой Москва. Бишкек следует указаниям «генсека» из Москвы. Изменилась лишь личность «большого начальника». На смену партии большевиков и в России, и в Кыргызстане пришли столь же авторитарные политические партии. Но отношения между ними остались прежними, и это отношения хозяина и раба.

Киргизские элиты продолжают вести образ жизни, навязанный им русскими. Их одежда, отношения с алкоголем, система образования, государственное управление, деятельность правоохранительных органов, военное и гражданское законодательство застряли в советском прошлом. Они узнают новости по российским телеканалам, читают русскоязычные газеты, переписываются и говорят по-русски.

Согласованные усилия, направленные на изменение нынешнего положения дел и воплощение какой-нибудь «национальной» альтернативы, никогда не предпринимались. И это неудивительно, если учесть глубину и масштаб внушения и зависимости, царивших в предыдущее столетие. Так что недавнее решение киргизского президента закрыть американскую авиабазу не должно быть неожиданностью.

Назовите это «восточным лукавством», «сбалансированной стратегией» или разновидностью «мультивекторной внешней политики», как это было обозначено в соседнем Казахстане, – в действительности, президент Киргизии всего лишь старается извлечь максимальную выгоду. Как глава государства, он торгуется, чтобы сдать недвижимость – столичный аэропорт – на наилучших условиях из возможных.

Имейте в виду, что Республика Киргизия – это единственная страна в мире, дающая приют и российской, и американской авиабазам. Более того – их разделяет менее сотни километров! Главное различие состоит в том, что с американцев взимают плату, а русские не платят ничего, так как размещение их авиабазы подпадает под зонтичные договоренности по обеспечению безопасности Содружества независимых государств (она создана в рамках не СНГ, а ОДКБ – Организации договора о коллективной безопасности – «Полит.ру»).

В аренду, а не на продажу

Некоторые обвинили киргизов в том, что они продаются американцам. Это очень несправедливо, потому что такие вещи, как квартиры или машины, покупаются на всю жизнь или, по крайней мере, на тот срок, пока их можно использовать. Но киргизская элита только сдавала авиабазу «Манас» в аренду – подобно тому, как можно сдавать квартиру или автомобиль. Когда срок аренды истекает, вы можете заключить новое соглашение или вернуть арендованное. Именно с такой дилеммой скоре столкнутся американцы. С точки зрения Америки, киргизскую элиту купить вообще нельзя, а можно только взять в аренду на определенный срок. А после этого они вернутся к прежним владельцам.

Однако местное население смотрит на симбиоз своей страны с Российской Федерацией совсем с других позиций. Существует незначительное и (по сей день) молчаливое меньшинство, хорошо осведомленное о своих исторических корнях, культуре, религии и языке. Эти люди знают, что государство Кыргызстан было создано Иосифом Сталиным. Они не поддерживают сохранение старого советского статус кво. Они стремятся к сближению с тюркским миром, с исламским братством, но также и с демократическими государствами – фактически, с кем угодно, кроме авторитарной России.

Так как в Киргизской республике нет демократии, - ни правительство, ни парламент не прислушиваются к этому меньшинству. Критика, которую можно адресовать элите, не относится к обычным гражданам. Они остаются во власти гигантского государственного аппарата, всё глубже погрязающего в коррупции. Это особенно заметно в сфере высшего образования, где все институты, за исключением одного-двух, насквозь коррумпированы. И это не предвещает ничего хорошего в будущем, так как юные умы приучаются к тому, что коррупция – единственный путь к успеху, единственный способ выжить и преуспеть.

Просто Америке придется раскошелиться

Тем не менее, Америке не стоит слишком беспокоиться из-за заявления, сделанного президентом Бакиевым. Президент Обама открыто объявил Афганистан своей важнейшей внешнеполитической целью, а авиабаза «Манас» имеет решающее значение для достижения этой цели. Однако в настоящий момент США обдумывает пакет стимулирующих мер, исчисляющийся сотнями миллиардов, вплоть до триллиона долларов, который, как ожидается, даст американской экономике импульс, чтобы быстро преодолеть рецессию. Москва предложила президенту Киргизии кредит в 2 млрд. долларов. Аренда, которую американцы платят за авиабазу «Манас», составляет 200 млн. долларов в год. Альтернативные базы, находящиеся в Восточной Европе и в районе Персидского залива, обойдутся в суммы, превышающие 200 млн. долларов.

Учитывая значение, которое президент Обама придает Афганистану, лишние затраты, которые повлечет за собою перемещение авиабазы «Манас», - невеликое бремя для американских налогоплательщиков. Если бы Вашингтон захотел, на кредит, предложенный Москвой, можно было бы ответить такой же или даже большей суммой. Сейчас же Вашингтон взвешивает разные возможности, как и президент Бакиев и многие другие национальные лидеры, готовые сдавать свои территории под «войну с терроризмом».

Фактор коррупции

Многим киргизам грустно смотреть на тюркский народ, чье подобострастное, русофильски настроенное руководство поддается применяемому Москвой методу кнута и пряника. Причина, по которой Киргизская республика так отчаянно нуждается в деньгах, лежит не только в мировом финансовом кризисе, но и во внутренней коррупции. Разнообразные финансовые пакеты, полученные за последние несколько лет, были растрачены, а зависимость страны от денежных вливаний делает ее чрезвычайно уязвимой. Поэтому международные институты, за исключением, Российской Федерации (автор путается в терминологии: Российская Федерация не является международным институтом – «Полит.ру»), неохотно дают Киргизской республике деньги в долг. Американцы недостаточно заинтересованы. ЕС слишком далеко. Турки сами слишком слабы, а китайцы не обращают на Киргизскую республику особого внимания (автор недооценивает внимание КНР к Центральной Азии – «Полит.ру»).

Это позволяет Российской Федерации копировать стратегию, успешно применившуюся министром экономики нацистской Германии Ялмаром Шахтом в 1930-х годах. Эта стратегия позволяла могущественному в военном и экономическом отношении, держащему в страхе целый регион государству заключить более слабые государства в свою сферу влияния, предлагая им экономические приманки (автор, желая максимально сильно оскорбить российскую политику подобным сравнением, продемонстрировал лишь незнание ни традиционности самого метода «покупки лояльности» более бедных союзников, ни истории германской экономики, которой в годы пребывания Шахта на указанном посту (1934 – 1937 гг.) было не до разнообразия внешних «экономических приманок» – «Полит.ру»).

Если бы правительство Бакиева действительно постаралось справиться с коррупцией, сегодняшний экономический спад застал бы его в лучшем положении. Если удастся заключить с Россией соглашение о кредите, какая часть этих 2 млрд. долларов поступит в реальную экономику, а какая осядет в карманах депутатов и президентской камарильи? Когда в парламенте Киргизии пройдут дебаты о том, поддерживать или нет президентскую инициативу, этим вопросом зададутся международные наблюдатели.

Каков бы ни был исход, сегодня мы видим продолжение агрессивной российской внешней политики в её «ближайшей загранице», начавшеееся в день открытия Олимпийских Игр в 2008 году.

А как насчет остальной Центральной Азии?

Будет ли данная конкретная российская стратегия успешна в остальной Центральной Азии? Это зависит в первую очередь от того, прекратят ли действительно киргизские власти сдавать в аренду авиабазу «Манас». Даже если это случится, мало оснований предполагать (если исключить Таджикистан, который уже находится в сфере влияния России), что оставшиеся три тюркских государства изменят свою политику.

Все трое обладают природными ресурсами (Туркменистан и Казахстан – в изобилии). Туркменистан до сих пор провозглашал «нейтралитет», хотя неясно, что под этим понимать в нынешней обстановке. Однако он ни разу не чинил крупным внешнеполитическим начинаниям Москвы никаких сколько-нибудь значительных препятствий и вряд ли займется этим в будущем.

Узбеки, с их авторитарным лидером Каримовым, непропорционально поворачиваются, откуда бы ветер ни дул – будь это ураган с Запада или легкий восточный ветерок.

С другой стороны, Казахстан, с его крупным русским меньшинством, проявляет большую осторожность во внешней политике, и окажется ближе к российской сфере влияния, если киргизы осуществят то, что им сегодня навязывается.

Нам остается только ждать, каково будет решение киргизского парламента.

Автор - директор-учредитель Центра исследований в области социальных наук при Международном университете «Ататюрк Алатоо», Бишкек, Кыргызстан.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.